Ватные палочки и ватные диски встречаются почти в каждой семье, ведь данные товары личной гигиены достаточно удобны и просты в использовании, а также имеют доступную цену.
Можно сделать вывод, что их производители не имеют никаких проблем, ведь они выбрали такую нишу, которая еще десятки лет будет развиваться и будет приносить стабильный доход.
Тем не менее существует ряд проблем, с которыми сталкивается рынок ватных палочек и дисков в 2023 году.
Во-первых, у одноразовых ватных палочек и дисков, которые зачастую мы видим на полках магазинов, есть ряд товаров –заменителей. Эти товары с легкостью могу вытеснить с рынка привычные для нас одноразовые изделия.
Среди базовых принципов осознанного потребления — отказ от одноразовых товаров, повторное использование, уменьшение объемов потребления, использование отходов и вторичная переработка.
Данный тренд становится угрозой для недорогих одноразовых товаров, к которым относятся ватные диски и палочки.
В исследовании аналитической службы «АТОЛ Онлайн» говорится, что ежегодно в России растет спрос на многоразовые ватные палочки, а точнее, на их силиконовый аналог: в 2021 году россияне покупали их в 40 раз чаще, чем в 2020-м, а в 2019 году сервис не зафиксировал ни одной покупки.
Всё чаще потребители заказывают и многоразовые ватные (тканевые) диски: в 2021 году спрос на них вырос в пять раз по сравнению с 2020-м, а если сравнивать январь 2022 года и аналогичный период предыдущего года, то этот показатель увеличился в 12 раз.
Современные женщины используют следующие варианты замены ватных дисков:
- Полотенце. Специальное полотенце из микрофибры достаточно смочить водой и протереть им лицо, чтобы очистить кожу. Такую салфетку можно использовать несколько раз, смачивая разные ее части. Она предназначена для многократного использования.
- Двусторонние подушечки, многократного использования, которые подлежат стирке.
- Многоразовые хлопковые диски промышленного и самостоятельного изготовления. Аналогичны полотенцу, но более привычные по размеру.
- Салфетки, пропитанные очищающим молочком, обычно позволяют удалить даже стойкий макияж.
- Обычная вата.
Ватные палочки с пластиковой основой можно заменить и на биоразлагаемых изделия - палочки с основной из дерева, бамбука или картона, или даже на сочетание спички/зубочистки и ваты.
Альтернативой использованию ватных палочек для чистки ушей является специальный многоразовый предмет, популярный в Японии, - мимикаки.
Также на рынке появились палочки из нейлона и медицинского силикона, которые можно использовать множество раз.
Хоть влияние товаров-заменителей на рынок и оценивается как среднее, но в перспективе на фоне решения экологических проблем и минимизации отходов пластика и предметов одноразового использования конкуренция будет усиливаться.
Так же аналитики ГидМаркет выделяют еще 1 основную проблему отрасли ватных дисков и ватных палочек:
1. Импортозависимость сырья и оборудования.
Сырьем для ватных дисков и палочек является в основном хлопок. При этом в России сохраняется практически стопроцентная импортозависимость на рынке хлопка.
С 2018 года, то есть после того, как Минсельхоз объявил о возрождении в России стратегически важного производства хлопка, страна смогла обеспечить сбор лишь нескольких десятков тонн сырья.
По данным, предоставленным Минсельхозом, в 2020-м валовой сбор хлопка-сырца не дотянул до 35 т при посевной площади менее 60 га. Как сообщили в Союзлегпроме, чтобы обеспечить на 80% потребности РФ, нужно производить не менее 250 тыс. т хлопковолокна в год, возделывая 280 тыс. га. Задуматься об отечественном хлопке вынуждают сложности с поставками из Средней Азии. Кроме того, выпуск собственных тканей становится все актуальнее из-за падающего платежеспособного спроса населения: импорт все дороже и недоступнее.
Но реальные хлопкоплощади в РФ ниже требуемых. Кроме того, необходимы технологически совершенные системы мелиорирования, возделывания, сбора и переработки сырца, полноценный семенной фонд.
В РФ рентабельно и «климатически» возможно возделывать скороспелые сорта и гибриды, причем, как уже показывает имеющийся опыт, качество полученного волокна практически не уступает, например, среднеазиатскому.
Как считает президент Союзлегпрома Андрей Разбродин, все эти вопросы можно решить «в рамках комплексной государственной программы, в том числе стимулирующей привлечение бизнеса в отрасль». Однако, по его уточнению, «единой федеральной программы по развитию хлопкового комплекса в России пока нет». «Регионы и сельхозпроизводители финансируют эти проекты самостоятельно, в том числе привлекая банковский сектор», – отметил он.
Также эксперт считает, что пока есть все основания утверждать, что зависимость России от импорта сырца и промежуточной хлопковой продукции сохранится. Но он подтвердил, что в странах Средней Азии – особенно в Узбекистане и Туркменистане – действительно «все активнее сокращается экспорт сырьевой продукции с одновременным наращиванием производства и экспорта готовых изделий». Эта тенденция становится одной из главных причин удорожания на мировом рынке сырца и хлопковых полуфабрикатов.
Ранее, выступая на Российской неделе текстильной и легкой промышленности, председатель комитета Союзлегпрома по хлопковому волокну и хлопчатобумажной продукции Дмитрий Бакаринов сообщил, что «Узбекистан уже не первый год практически не поставляет в Россию хлопковое волокно, очень востребованное для многих крупных предприятий в Ивановском регионе». И российские предприятия, по его словам, были вынуждены переориентироваться на турецких, таджикских и казахстанских производителей.
Негативно на ситуацию с импортозависимостью хлопка влияют колебания мировых цен на него. По данным RG.ru «мировой рынок хлопка собрал, кажется, все возможные несчастья. Еще в 2020 году начались логистические проблемы из-за пандемии COVID-19. В 2021 году сильные дожди обрушились на урожай в Индии, одном из главных экспортеров «белого золота». За год мировые цены на этот товар выросли на 70%».
В мае 2022 года цены на хлопок достигли максимума за 11 лет. Так, 31 мая мировой индикатор - Cotlook A-Index - составил 3470 долларов за тонну. По словам президента СОЮЗЛЕГПРОМа Андрея Разбродина, сказались также западные санкции против среднеазиатского и китайского хлопка.
Больше информации по рынку можно найти здесь
#маркетинг #анализрынка #ватныепалочки #ватныедиски #гидмаркет