Найти тему

Подмосковью нужны Школы равных возможностей

Чем раньше с особенным ребёнком начинает заниматься дефектолог, тем больше у этого ребёнка шансов интегрироваться в общество. В Химкинской Школе равных возможностей об этом знают не понаслышке, перед глазами педагогического коллектива много подобных примеров. На сегодняшний день это коррекционное образовательное учреждение — самое продвинутое в области. Чтобы понять, как усовершенствовать систему образования для детей с ОВЗ по всему Подмосковью, Химкинскую школу посетил депутат Мособлдумы, президент Благотворительного фонда «Вместе — ЛЕГКО » Александр Легков.

Тебя уже ждут

«Ванечка, здравствуй, мой хороший, — говорит директор Школы равных возможностей Аида Ойцева, — Проходи, тебя уже ждут!»

Ваня Бычков, застенчиво улыбаясь, здоровается с нами, проходит от калитки до порога школы и исчезает за входной дверью. Ему 12, он «особенный» ребенок, в Школе равных возможностей учится с первого класса. По всем предметам Ваня – отличник. А ещё классный руководитель Татьяна Залукаева сразу заметила у своего ученика творческие способности и помогает им раскрыться.

Здесь детей с особенностями развития, действительно, ждут. Ищут подход, идут навстречу, протягивают руку помощи. Школа равных возможностей в Химках — уникальный образовательный комплекс, где детей с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра сопровождают с дошкольного возраста и до самых выпускных экзаменов в девятом классе. А ещё им дают возможность поступить в один из двух колледжей, с которыми у школы есть договорённость, — филиал Дмитровского техникума в Запрудне и колледж «Подмосковье» в Химках.

-2

У школы два корпуса. На Куркинском шоссе расположены детский сад и начальные классы. В саду пять групп, четыре из них для детей с задержками в развитии. Дефектологи и логопеды подхватывают детей с четырёх лет. Многие из деток добиваются отличных результатов и уходят учиться в первые классы обычных школ. Те, кому это пока не по силам, остаются здесь. Перейти в обычную школу можно до четвёртого класса включительно. В корпусе на Московской улице учатся с 1 по 9 класс, всего 135 детей, в том числе с довольно тяжёлыми проявлениями диагнозов. В каждом классе не больше 13 человек.

«Если он сможет, то и я смогу»

Депутат Московской областной думы, президент БФ «Вместе — ЛЕГКО» Александр Легков – один из тех людей, кто хочет апгрейдить систему образования для «особенных» детей. Аида Ойцева провела для него экскурсию по своему учреждению. Школа в сентябре отпразднует свой первый пятилетний юбилей.

«Мы открыли школьный корпус в 2018-ом году, — поясняет Аида Сергеевна. — Спасибо родителям, которые часто обращались к главе Дмитрию Владимировичу Волошину. Они просили создать такую школу. И вот помещение нашлось - раньше в этом здании был университет. После передачи мы провели полную реконструкцию. Город разработал проект, я ночевала на строительной площадке, чтобы всё сделали, как положено».

-3

Программа обучения адаптированная, она исключает химию, физику и иностранные языки. Зато ведётся серьёзный упор на ручной труд. Как только школа открылась, здесь заработали три мастерские — швейная для девчонок, столярная и слесарная для мальчишек. А в 2019 году на свет появился федеральный проект «Доброшкола». Школу равных возможностей включили в него одной из первых, и благодаря выделенным средствам здесь появились ещё две мастерские. Тяжёлые дети, которым нельзя садиться за станок или брать в руки иголки, занимаются поварским делом и сельским хозяйством. С последним здесь вообще всё очень серьёзно, во дворе даже установлена самая настоящая теплица, где во всю колосится ароматная зелень и ждут своего часа недозревшие томаты.

Важно не только создавать мастерские, но и поручать работу в них людям, которые этим делом горят и разбираются в специфике. С этим в Школе равных возможностей всё в порядке. Например, в слесарной мастерской процессом руководит Владимир Тарабукин, педагог с более, чем полувековым стажем работы.

-4

«Давайте покажу, что делают дети у нас, — не без гордости говорит Владимир Михайлович. — У каждого ребёнка, начиная с пятого класса, есть ящик, куда он складывает свои изделия до конца обучения. Ящик пригодится, когда придёт время выпускаться из школы. Учащийся выставит его перед комиссией на выпускном экзамене, и если ребёнок занервничал на экзамене, что-то пошло не так, деталь не получилась, то экзаменационная посмотрит на его прошлые работы, и сразу станет понятно, научился он чему-то или нет».

Владимир Михайлович показывает работы одного из учеников из заветного ящика. Чего здесь только нет! Дети начинают с простых вещей, собирают цепочки из проволоки, затем пробуют смастерить дверную задвижку и головку молотка. Своими руками делают ключи, центроискатели, малки для измерения углов. Много изделий и из листового металла. На небольшом совке видно тщательную разметку. В обычной школе такому едва ли не научат. А в жизни всё это может серьезно пригодиться.

«Мы стараемся дать понять ребёнку, что он полноценный член общества, — говорит Аида Ойцева. — Они знают, что мы для них на всё готовы, они важны для нас. Таким детям важно подарить уверенность в том, что в будущем у них всё будет хорошо. Очень приятно, когда наши выпускники на последнем курсе колледжа приходят проходить практику в школьном пищеблоке. И когда другие дети видят того, кто раньше с ними учился, может быть, они говорят себе: «Если он может, то и я смогу».

-5

По итогам встречи Александр Легков, являющийся заместителем председателя Комитета по образованию Мособлдумы сказал, что опыт Химок по современному образованию для «особенных» деток необходимо распространить на все муниципалитеты области. А ещё решить некоторые проблемы сферы, в том числе, на законодательном уровне. Например, разобраться с критической нехваткой тьюторов. На эту должность требуются люди с солидным опытом работы, который сложно где-то получить, к тому же за крайне низкую заработную плату.

«Вопрос развития инклюзивного образования в Московской области будем поднимать в нашем Комитете по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Московской областной думы. Соберём компетентных и заинтересованных людей, составим «дорожную карту» и будем воплощать, - заключил Александр Легков.

Елена БАДАЛЯН