мы ВКонтакте I наш Instagram I мы в ЯRUS I YouTube
текст: Михаил Захаров-Грозин, Экспедиция ⋆ СТАРКА ⋆
Несмотря на критическое отношение "церкви" к языческому наследию, коим в том 4исле является обрядово-заговорная речь, население не шибко следовало наставлением церковных пастырей: народ хоть и ходил в церквушки, крестил лоб, а параллельно делал подношения языческим духам, персонифицированным в образах "Матери Земли", например, верил в домовых, кикимор, леших, посыпал углы изб солью - чтобы убрать негативную энергетику, прибегал к помощи знахарей и народных целителей, да и праздники народные сохраняли языческие черты или суть почти или целиком языческую: Масленица например.
Этот феномен полу4ил в науке и культуре название #ДВОЕВЕРИЕ.
Вообще многие образы в религиозно-христианской концепции были просто взяты из язычества, ассимилированы и перенесены на "новую почву",- об этом писал в материале "ОТКУДА КОРНИ РАСТУТ: языческие образы и АРХЕТИПЫ, их калька в христианской традиции",
а кроме меня об этом писали и пишут многие исследователи и популяризаторы знаний. В этом смысле ни4его нового в общем и целом на данную тему данный материал не несёт, поэтому дальше можете не 4итать :)
Он просто описывает как двоеверие живёт в жизни разных людей, проявляясь в той или иной форме бытования (на конкретных примерах).
I.
Этнография православных крестьян Императорской России и раннего СССР
________________________
Прикреплённая к записи фотография сделана в 1914 году в деревне Шемякино Касимовского уезда Рязанской губернии (ныне это Касимовский район Рязанской области). По окончании жатвы женщина катается на последней полосе убранного поля, приговаривая
_______________
«Жнива, жнива, отдай (верни) мою силу»!
_______________
Данная аффирмация суть есть пример обрядово-заговорных практик, использовавшихся в повседновности "простонародьем".
В принципе, не будет ошибкой называть это и заклятием(и), так как используется суггестивный фактор (внушение/самовнушение).
Пример креплю к посту в аудио.
Несмотря на музыкальность пода4и, текст вполне аутенти4ен, хоть и 4утка осовременен неоязычниками.
Сути дела это не меняет совсем.
______________________
Передавались заклички и заговоры устно от поколения к поколению, затем стали полу4ать письменную фиксацию: в трудах ученых-этнографов, а также сборщиков стариН (нулевое окончание в данном случае) и фольклора.
II. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ И ПРАВОСЛАВНЫХ, И ЯЗЫЕ4ЕСКЫХ ПРАЗДНИКОВ, и/или так или ина4е соблюдение некоторых обрядов
_______________________________
- празднование Масленицы
- вера в "домовых", существование некой внешней локальной местной силы (в деревнях особенно)
- суеверность: "4ёрная кошка перешла дорогу", "посуда разбилась", свойства зеркал и другое
III. Естественно, фольклорные традиции, объединяющие и православие, и язы4ество, - это народные сказки.
В них, например, есть
1)
Жар-Птицы (Жар - это Огонь.
То есть, там Огненная Птица. У другиъ этносов это представлено в ипостаси птицы Феник).
2)
"Живая Вода", попив которую, умиравший или умерший человек, Возвращался к Жизни Здесь и Сей4ас.
3)
Ме4-Кладенец, разрубавший все, даже то, 4то плотнее металла, и который никогда не тупился. А кроме этого обладал другими ска4очными свойствами вне концепций физики :)
4)
Характерные, встре4ающиеся одни и те же представители-герои: Леший, Русалки, Всякие Разговаривающие Птицы, Кикиморы, Баба-Яга, Кащей, Разговариваривающие-Животные, Растения,
и различного рода демони4еские создания типа 4ертей, злых драконов и так далее (например, Представленных в образе Змеев Горыны4ей, которые 4то-то там охраняют).
и так далее.
5)
Волшебные свойства предметов,
которые доставались герою тем или иным0-образом.
Помните была Скатерть-самобранка, на которой появлялось всё, 4то требовалось?
Но её надо было полу4ить, а это был целый, для героя, квест ;)
___________________
В общем, обо всём выше кроме меня об этом писали и пишут многие исследователи и популяризаторы знаний. Об этом много написано книг и материалов, диссертаций и нау4но-популярных материалов, снято фильмов и записано радиопереда4.
IV Поэтому предлагаю до4итавшим до этого места в тексте... поч4итать ещё вот 4то ряд "Отцов Русской Православной Церкви" пишут и говорят про Традицию Купаться на Праздник Крещения в Январе месяце каждого года.
Удивительные вещи они говорят.
А 4то тут удивительного?!
А 4то тут удивительного?
У людей теологические факультеты за плечами, а там "религиоведение" и пр. изу4ется с 1-го курса. И вот они изучают историю развития и существования разных религий.ИТАК,
в января 2021 года сразу несколько авторитетных и сановитых представителей РПЦ выступили публи4но в медиа-пространстве, призыва православных христиан отказаться от обряда купаться в проруби на Крещение зимой (празднуется 19 января)а.
Так, например,
1) ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (в миру Марк Симонович Маркиш), миссионер-публицист и руководитель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, раскритиковал православных, соблюдающих обряд погружения в прорубь, а саму традицию в беседе с журналистами радио "Говорит Москва" он назвал маргинальной и суеверием.
2) ДРУГОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РПЦ - глава синодального Отдела внешних церковных связей Московского патриархата - митрополит Волоколамский ИЛАРИОН (в миру Григорий Вальерьевич Алфеев) призвал христиан воздержаться от соблюдения обряда ввиду эпидемии коронавируса.
"В нынешней ситуации, когда свирепствует вирус, когда у многих организм ослаблен после перенесенной болезни, я бы никому из православных верующих не рекомендовал погружаться в прорубь".
"Я лично для себя принял решение в прорубь не погружаться, и я думаю, что сейчас не то время, когда следует испытывать свой организм подобным образом", - заявил митрополит в эфире телеканала "Россия-24".
Его слова также цитируют информационные агентства ТАСС, "Интерфакс" , телеканал "Звезда"
и множество других источников.
______________________
3) ИЕРЕЙ ВЯЧЕСЛАВ ФОМИН - Руководитель Духовно-просветительского центра Ханты-Мансийской епархии высказался по поводу данного обряда в интервью изданию "Аргументы и Факты"
«НИКАКОГО СМЫСЛА погружаться просто так в воду НЕТ.
ЦЕРКОВЬ ЭТОМУ НЕ УЧИТ, ЭТО СУГУБО РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ.
И часто люди, не понимая сути производимых действий, считают, что механически погружаясь в воду, они очищаются от грехов.
На самом деле очищение происходит в таинстве исповеди, после которой человек должен причаститься святых Христовых тайн.
К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что люди, не придя в храм, да еще в состоянии алкогольного опьянения, совершают погружение, в надежде на то, что это даст им хорошие перемены. Это не только бессмысленно, но и опасно для здоровья.
Не вода очищает, а божественная благодать действует через неё. Современная наука не может раскрыть секрет освященной воды, потому что нет инструментов, которые бы дали такую возможность. Вода становится иной.
Поразительно, но если человек наберет воду во время богослужения в день Крещения, она не будет портиться долгие годы. Если за день из этой же емкости наберет – она испортится. Ученые делали это многократно и ничего не смогли понять. Случалось, что спустя 70 лет находили воду с крещенской водой, и она не портилась.
Также опасно погружаться с маленькими неподготовленными детьми, они могут получить испуг на всю жизнь», - добавил иерей Вячеслав Фомин.
Кроме "Аиф" слова религиозного деятеля так же процитировали многие издания региона.
____________
А СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ ОСТРОВСКИЙ и вовсе назвал Крещенские купания следствием необразованности верующих.
В интервью изданию FB.RU он подчеркнул, что традиция эта - народная, а никак не церковная, и при этом ещё и небезопасная.
Купания на праздник Крещения в проруби не имеют к православной вере никакого отношения. Еще двести лет тому назад Священный синод официально предупреждал, что это вредная для здоровья практика. Она возникла вследствие языческих гаданий на Святки.
Тот, кто рассказывает, что при окунании в ледяную купель очищается душа, прощаются грехи, совершается духовный подвиг, лишь демонстрирует свою неосведомленность.
В старые времена, когда в храмах не было водопровода, проруби рубились с той целью, чтобы набрать воду и освятить ее. А люди затем брали ее домой.
Теперь же водопроводы есть в большинстве храмов, и надобность в проруби отпала. То, что люди окунаются в нее, не является грехом, но мечтать о том, что это защитит вас от болезней, бессмысленно. Ведь неслучайно во время осуществления этой народной забавы рядом дежурит скорая помощь.
Православная традиция предусматривает поход в церковь на богослужение в Крещенский сочельник, а затем на Крещение. В эти дни верующие причащаются, а затем набирают святую воду и несут ее домой. Все остальное - это экстремальные действия, предпринимаемые на свой страх и риск, - заявил священник.
#Археология #Этнография #Родноверие #Культура #Православие #ИсторическаяРеконструкция #ИсторияРоссии #Этнография #Религия #Наука