1,9K подписчиков

Родители — боги на земле. Культ предков. Разбор сцены мультфильма. Введение в конфуцианство. Часть 3.

240 прочитали

Культ предков в Китае вещь древняя: он был при Шан-ди, он существовал в эпоху Чжоу, именно он стал основой социального регулирования выведенного Конфуцием.

Существует даже теория, что именно культ предков послужил основой для появления китайской письменности. При гадании на костях было важно запомнить как можно больше посланной предками информации и её стали записывать.

Наибольшего расцвета и закрепления культ предков достиг в эпоху Цинь.

Эпоха Чжоу просуществовала долго — почти 8 столетий. Но это долгое существование было обосновано в большей мере её медленным разрушением, а не долгим процветанием. В какой-то момент, а именно — в третьем веке до нашей эры, большое государство распалось на множество маленьких и начался двухсотлетний период войн. В том же третьем веке до нашей эры к власти пришёл Цинь Шихуанди (по его фамилии названа новая эпоха — цинь) и всех объединил.

Вероятно, проанализировав опыт предыдущих ванов, Цинь Шихуанди решил, что будет лучше поддержать свое правление несколько иным религиозным течением, нежели культ Неба и вывел на первый план культ предков. Культ Неба никуда не делся, но перестал быть основным и решающим.

Культ предков давал правителю новую роль — отца народа или сына Неба, то есть привносил в правление семейные взаимоотношения. Хотя держателем Верховного закона (небесного мандата) ван так же оставался. Это давало дополнительную прочность трону и делало решения монарха менее оспариваемыми.

Культ предков очень хорошо сочетался с культом Неба, так что - никаких религиозных переворотов, обошлось без гонений. Просто случилась маленькая трансформация. Напомню: Небо дало вану Небесный мандат — свод социальных правил. Культ предков стал частью этих самых социальных правил. Таким образом, Верховный закон стал чуточку доступнее обычным людям, но в полной мере им владел по-прежнему только ван. Отмечу, что до этого культ предков с Небом так прочно не связывали.

Почитание предков выражалось в сыновней почтительности — это и есть то самое, посланное свыше, социальное регулирование.

Государство становилось семейным домом. Ван, будучи сыном Неба и отцом народа, мог рассчитывать на сыновнюю почтительность ото всех своих подданных. В то же время каждая семья становилась государством в миниатюре.

Старший мужчина — глава мини государства-семьи, мог быть достойным служителем и помощником вану/императору, так как понимал все тяготы управления. А члены семьи могли быть достойными членами государства, только если являлись достойными членами своей семьи.

Как страна не могла существовать без правителя, так и семья не могла существовать без мужчины-отца семейства.

Тут произошел ещё один интересный поворот, семьи — мини копии государства переняли ещё одну черту у правителя: ван являлся единственным жрецом Неба, подобно ему старший мужчина каждой семьи становился единственным жрецом своих предков.

Ну и укреплять правление — так укреплять: кроме того, что отцы являлись главными жрецами в каждой отдельно взятой семье, они стали ещё и носителями божественной сущности.

Божественная сущность (божественная искра) закреплялась за обоими родителями, мать так же обожествлялась как и отец. Несмотря на то, что главным семейным жрецом являлся отец семейства, его жена, сыновья и жёны сыновей так же участвовали в семейных обрядах. Запрет женщинам совершать обряд поминовения предков возник гораздо, гораздо позже под влиянием одного из последователей Конфуция.

Откуда же взялась божественная сущность в живых папе/маме (бабушке/дедушке)? На этот раз обошлось без ласточкиного семени.

Как я уже писала: Небо, не является производителем жизни на земле.

Но откуда-то эта жизнь ведь взялась. Если верить учёным штудировавшим записи древних текстов, раньше китайцы представляли себе зарождение жизни на земле примерно никак. Удивительно, но никаких особых данных о том, как в представлении древних китайцев возник мир и жизнь в нём не было. Будда, драконы и уроненные в реку жемчужины появились позже. И вот, при возведении культа предков в культ, нашёлся ответ на вопрос который никто не задавал. Всё живое возникло от родителей — предков (первых предков звали Нюйва и Фу-си).

Вот и получалось, что каждые папа/мама — предки — носители божественной искры способные создавать новую жизнь. Взамен дети должны были поклоняться родителям, почитая их как богов на земле, служить, неукоснительно выполняя родительскую волю. В этом и заключалась сыновняя почтительность.

Причём служение не заканчивалось смертью родителей. Культ предков подразумевал, что умершие родственники принимают самое деятельное участие в жизни живых. С ними советовались, перед ними отчитывались даже после их отхода в мир иной. Свадьба, покупка дома, подбор имени ребёнку — обо всём приходили и сообщали усопшим до начала мероприятия, отчитывались в процессе и благодарили за помощь по окончании. Связь с умершими поддерживалась на высоком уровне, на котором даже в современном мире, при наличии телефона и интернета, не всегда поддерживается связь с живыми.

Давайте разберём небольшую сцену из мультфильма «Мулан».

Когда: третий век да нашей эры эпоха цинь (хотя реальная песня о Мулань, послужившая основой мультфильму, была создана, самое раннее, в четвёртом веке нашей эры)

Что происходит: девушка Мулан, единственный ребёнок семейства Фа, отправляется на смотрины к свахе, для определения её пригодности к замужеству.

Мы видим, как отец Мулан молится предкам в маленьком храме во внутреннем дворе дома. Он одновременно и извещает предков о том, что решено отправить дочь на смотрины и просит их поддержки для неё.

Это говорит нам об не очень высоком социальном положении семейства Фа.

Для вознесения молитв предкам император имел семь храмов (помним да, кому молимся — там и находимся, предки, люди, живут в домах, значит им можно молиться только под крышей дома), князья могли построить своим предкам пять храмов, сановники — три, а прочие, мелкие представители власти — один, простые люди молились дома.

Значит, отец Мулан по социальному статусу лишь на ступень выше обычных людей — ремесленников, торговцев, земледельцев.

В то же время, у отца Мулан имеется родовой меч, а фамилию Фа узнают в армии, обозначая как известную — «тот самый». Возможно семья Мулан — обедневший знатный род.

Не знаю, насколько мощным было консультирование студии Диснея по части истории и культуры Китая, но можно предположить и второй вариант: отец Мулан потерял высокий чин из-за репрессий Цинь Шихуанди, он ими прославился — смещал знатных, приближал умных.

Предыдущие статьи по теме:

Правителей на мыло. Культ Неба. Разбор сцены из дорамы. Введение в конфуцианство. Часть 2.
Культура 문화 文化2 июня 2023
Религии и история до конфуцианства. Кто такой Конфуций. Введение в конфуцианство. Часть 1.
Культура 문화 文化19 мая 2023