Семья Сидоровых-Артамоновых – единственная в Ардатовском доме социального обслуживания, в которой сразу 13 родственников в разное время работали в этом учреждении. На всех у них 280 лет стажа! Правда, династией Сидоровых-Артамоновых, даже несмотря на эту солидную цифру, назвать нельзя – нужно, чтобы третье поколение семьи тоже пришло сюда трудиться.
Первой в тогда еще психоневрологический интернат устроилась Раиса Владимировна Артамонова, по девичьи Сидорова, которой уже нет на этом свете. В семье она была старшей сестрой и повлияла на младших – сначала Нина и Владимир по ее стопам отправились в медучилище, даже жили на одной квартире, потом устроились в интернат. Нина Владимировна, правда, сначала по распределению попала в Саранск, жила там три года, а потом вышла замуж за односельчанина и вернулась в Редкодубье. Владимир Владимирович начинал работать в санэпидемстанции, а в интернат перешел после трагедии, в 1985 году потрясшей село. Тогда моста через реку Алатырь еще не было, до города добирались на лодке. Весной после схода льда она впервые отправилась на противоположный берег и перевернулась. Из 13 человек двое утонули, остальные каким-то чудом смогли за нее зацепиться – из холодной воды их вытащили в Турдакове местные мужики. Чудом спасшийся Владимир Владимирович больше не захотел рисковать жизнью и вскоре перешел в интернат.
Сейчас Нина Владимировна уже на пенсии, много лет она была процедурной медсестрой. Владимир Владимирович с супругой Валентиной Петровной продолжают работать: он – медбрат, она – санитарка. У Валентины Петровны самый весомый в семье стаж – в этом году исполнится 42 года. В доме социального обслуживания трудится и их сын, тоже Владимир Владимирович, какое-то время проработал и второй сын, сейчас он живет в Ульяновске.
Сын Нины Владимировны тоже имеет «санитарный» стаж, а у Раисы Владимировны одно время сразу все трое сыновей устраивались в интернат. Сейчас работают только старший Валентин – санитаром, его супруга Нина тоже санитарка, младший Леонид – медработник, его супруга Наталья – главный бухгалтер. У молодого поколения в основном по 20 лет стажа, все члены семьи имеют награды различного уровня, самая почетная– у Валентины Петровны, она Заслуженный работник социальной защиты населения РФ.
Старшие Сидоровы – брат с сестрой Владимир Владимирович и Нина Владимировна вспоминают, что когда-то в интернате медики не работали годами в одном корпусе – за месяц могли несколько раз перейти из одного в другой, осваивать какие-то новые обязанности. Их сестра Раиса Владимировна в свое время даже собирать патроны и светильники научилась – в какой-то момент в учреждении открывали цех от светозавода, где были заняты и их подопечные. Тогда в интернате было огромное подсобное хозяйство, действовали пекарня и швейный цех, сотрудников постоянно привлекали к уборке урожая в местном совхозе.
- Придешь на смену – коров доить некому, идем на ферму, - смеется Нина Владимировна. – Сенокосничали, свеклу мотыжили, капусту сажали – что только не делали. Но никто не жаловался, наоборот, жили весело, дружно. Сейчас стало легче – корпуса чистые и удобные, оборудование новое, но такой сплоченности, как раньше, почему-то нет.
Нина Владимировна и Владимир Владимирович даже пели в хоре, который существовал в интернате около 15 лет. Вспоминают, что выступали в сельском клубе, в агитбригаде, а однажды заняли первое место на конкурсе художественной самодеятельности между интернатами, проходившем в Саранске. Пели и военные песни, и про любовь, и частушки на медицинские темы. Оба и сейчас не могут ответить, есть ли у них музыкальный слух, просто всегда были открытыми и активными, вот и в хоре им понравилось.
Свою работу они не называют трудной, хотя признаются, что не каждый выдержит ее морально. К любому подопечному нужен свой подход, у всех непростые истории жизни. Некоторые случаи запоминаются надолго:
- Был у нас сложный пациент, скажу так – озорник, - вспоминает Нина Владимировна. – Я никогда не ждала от него никакой благодарности, но в последнее мое дежурство в интернате он пришел и подарил мне серьги и иконку с Матронушкой, сказал «спасибо», я была тронута до слез.
Таких историй в семье много. Нина Владимировна и Владимир Владимирович помнят еще тех пациентов, что остались в интернате после ликвидации дома престарелых и инвалидов войны – именно это учреждение поначалу открывалось в Редкодубье. Рассказывают, что одно время подопечных им привозили группами – в основном это были бывшие детдомовцы из специализированных интернатов, которых они даже пытались вернуть в общество, дать профессию. Но к обычной жизни приспособились единицы – остальным оказалось гораздо комфортнее в казенном учреждении, к условиям которого они привыкли с детства.
С Сидоровыми-Артамоновыми мы разговаривали в понедельник, 5 июня. День в семье оказался праздничным – ровно 41 год назад Владимир Владимирович и Валентина Петровна зарегистрировали брак. Спустя много лет в этот же день женился и Владимир Владимирович-младший. Вся большая родня рассказала, что супруги Сидоровы – это центр их семьи, тем более что живут в родительском доме. Владимира Владимировича, несмотря на то, что он младший брат, все именуют «дядькой», как звали племянники, а Валентину Петровну – «няней».
- В их доме мы отмечаем все праздники, даже по пути на работу или с работы можем заглянуть, чтобы поболтать, попить чаю. Даже наши дети то и дело торопятся к «дядьке», - говорит Нина Владимировна. – Сноха у нас золотая, мы не жалеем, что когда-то привели ее в дом. Почему мы привели? Я, когда вышла замуж, жила неподалеку и всегда брату соседку нахваливала. Они потом начали дружить, и, помню, сидим на 1 мая родней, я с мужем, сестра тоже, все по парам, мы и начали его подначивать – как было бы хорошо, если б и ты был не один. Куда идти свататься, уже знали, сообщили родителям, быстро собрались и пошли.
- Я как узнала, под кровать спряталась, так было страшно, - смеется Валентина Петровна.
Свадьбу играли на Троицу, гуляли три дня всей многочисленной родней. С тех пор мало что изменилось – все праздники у них большие, многолюдные и шумные. Даже пообщаться с корреспондентом «Маяка» решили у Сидоровых, вместе вспоминали случаи из жизни, бывших подопечных, приходя к выводу, что даже на самой непростой работе все преодолевается, когда есть поддержка близких и хоть самая малая благодарность пациентов.
Фото Ю. ЧЕРЕНКОВОЙ.