Сегодня на международном форуме в Петербурге обсуждались проблемы и перспективы развития Северного морского пути (СМП).
СМП экономит время и деньги
По нему в Азию можно добраться за 3 недели, а вот через Европу — вдвое дольше. Кроме того, СМП полностью контролирует Россия.
Со времен Советского Союза интенсивность использования СМП увеличилась в 5 раз. Но важнее всего не эта цифра, а востребованность СМП для международной торговли с дружественными странами. Например, Сергей Франк, председатель совета директоров Совкомфлота, считает:
“Глобальный дисбаланс контейнерной торговли, когда Европа практически ничего не производит своими руками, а будет производить еще меньше, заставит использовать эти маршруты хотя бы для репозиционирования контейнерного оборудования. Это вопрос самого ближайшего времени”.
Игорь Левитин, помощник президента РФ:
“Задача России — выход на СМП с центральных территорий, Сибири и Дальнего Востока”.
СМП вместо Транссиба?
Игорь Левитин назвал его "ледовым Транссибом", подчеркнув, что стоимость строительства инфраструктуры последнего на 1 млн тонн груза сопоставима со стоимостью развития СМП.
“О чем это говорит? Мы обречены на СМП, потому что у Транссибирской магистрали, при всех наших усилиях, есть предел — 220 млн тонн”. Кроме того, транзитная логистика постепенно уходит на север и юг, поэтому СМП – это новый коридор будущего.
Проблемы СМП
- геополитика сегодня мешает развитию международного транзита;
- сложный северный климат усложняет круглогодичную навигацию, хотя с этим можно разобраться.
Сергей Франк: “Круглогодичная навигация на СМП — это реальность ближайших лет. Сейчас мы смотрим на возможности марта-апреля. И должны, безусловно, эти задачи решить”.
Чего ждать дальше?
Путь развития СМП четко разработан до 2035 года. Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, назвал цель по объему перевозок в 80 млн тонн в 2024 году и в 200 млн тонн в 2031 году.
Под это все выделят большие деньги. Чекунков сказал об 1,8 трлн рублей, из которых 620 млрд предусмотрены из федерального бюджета, 400 млрд – внебюджетные. Порядка 40% средств плана – это деньги, которые еще надо найти. Поэтому основное направление на ближайшие годы — повышение роли частного капитала и внебюджетных институтов в финансировании проектов СМП.
Алексей Чекунков:
“Мы на 65% понимаем сколько это будет стоить и откуда взять средства. Учитывая сроки [до 2035 года] – это нормально”.
Подписывайтесь на нас, мы расскажем много полезного о финансах и не только!