Прогулка по железной дороге Уралмашевского ППЖТ (Север - Балтым, бывшая Север - Красное).

480 прочитали

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г. Артемовский), Богданович, Каменск - Уральский, Верхний Уфалей, Верхнюю Пышму. Была ещё одна линия с пассажирским сообщением, но до девятого направления уже она никогда не дотянет, о ней расскажу сегодня.

Есть на севере Екатеринбурга одна малозаметная достопримечательность - ведомственная железнодорожная линия Север - Балтым (раннее Север - Красное, в народе Уралмашевская ветка), которая до 2008 года являлась важной транспортной артерией между Екатеринбургом и его окрестностями.

Железная дорога в настоящее время принадлежит Уралмашевскому ПЖТ-55.

Я давно знал о существовании этой ветки, её посещение было включено в программу посещений интересных мест Екатеринбурга и его окрестностей. Железные дороги необщего пользования интересны не меньше, чем рждшные.

Знакомство с этой дорогой состоялось в конце мая прошлого года.

Находясь в Железнодорожном районе Екатеринбурга, с другом без проблем добрались до станции Гипсовая, где параллельно путям ржд проходит данная линия.

А на путепроводе, который проходит на стыке улиц Бебеля и Донбасской в сторону станции Садовая, последовал тепловоз ТГМ6А-1476 (принадлежит ПЖТ-55).

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.

Аккуратно проходим вдоль Гипсовой. Станция грузовая и непассажирская, хотя с конца 2022 и по декабрь 2023 года курсировал рельсовый автобус в Верхнюю Пышму, правда, без остановки, но сейчас маршрут идёт через ВИЗ.

А рядом со станцией параллельно проходит ветка, затем она отклоняется вправо.

Поначалу линия производит впечатление неплохое: небольшой участок обновили и положили железобетонные шпалы.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-2

Вид в обратном направлении в сторону станции Гипсовая.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-3

Идём в сторону бывшей станции Комсомольская.

Накат есть, ветка живёт своей спокойной жизнью.

Главная задача - дойти до бывшей станции Комсомольская, которая, как оказалось, находится совсем рядом.

Через несколько минут мы пришли на Комсомольскую.

Справа примыкает подъездной путь на одно из предприятий Екатеринбурга. Наката на нем нет...

Внизу проходит Серовский тракт.

На Комсомольской признаки запустения, пути разобраны.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-9

Бывшая пассажирская платформа, но поезд людей здесь больше не посадит.

Грустная картина, но на подобных железных дорогах обычное явление, мало где на путях не общего пользования сохраняется пассажирское сообщение.

Тем не менее, здесь, в Екатеринбурге, в декабре 2022 г. было запущено движение в город-спутник Верхнюю Пышму. Железнодорожная линия Шувакиш - Электролитная (Верхняя Пышма музей) - ведомственная, по ней ходят ежедневно пять пар пригородных поездов, а в выходные и праздничные дни - туристический поезд под паровой тягой. Исключения бывают! Линия в Верхнюю Пышму проходит недалеко отсюда.

Раньше это место было третьим по значимости железнодорожным вокзалом после Екатеринбурга-Пассажирского и Шарташа. Поезд в Красное отправлялся с территории завода "Уралмаш" (станция Север), куда попасть можно только по пропускам работникам завода.

С Комсомольской могли уехать все желающие, поэтому данное место было очень востребовано.

В 1928 г. построен завод "Уралмаш" (сейчас Уральский завод тяжёлого машиностроения "УЗТМ"), где выпускали военную технику. Была построена линия

в п. Красное, окрестности г. Верхняя Пышма, куда увозили на испытания и утилизацию военную технику.

В лучшие годы здесь курсировало пять пар пригородных поездов в день. Для линии длиной более 30 километров это весьма неплохо.

Работал тепловоз с вагонами от дизель-поезда ДР1, затем тепловоз с вагонами.

В 2000-е годы начался спад перевозок. Заводу "Уралмаш" стало сложнее в финансовом плане содержать пассажирские перевозки по железной дороге.

Чуть позже ежедневные поезда стали еженедельными.

В 2007 году перевозки на линии прекратились, но после недовольства народа на один сезон с весны по осень сообщение оставили, но маршрут был сокращен до Красногвардейска.

Окончательно движение пассажирских поездов прекратилось в октябре 2008 года.

Примерно в конце 2013 года была разобрана станция Красное, чуть позже был разобран участок до станции Балтым.

Но грузовое движение здесь есть. Именно через это направление идут пути на завод "Уральские локомотивы", в г. Верхняя Пышма, откуда перегоняют электровозы и электропоезда в разные депо страны.

Угроза для закрытия линии не грозит. Ведь без ветки не смогут жить не только предприятия окрестностей Екатеринбурга, но и Екатеринбургское метро, через которое осуществляется сообщение к депо "Калиновская".

Слева за платформой находится автосервис. Поэтому территория бывшей станции не пустеет. Деятельность человека в этих краях присутствует.

Платформа потихоньку зарастает и разрушается.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-12

Честно говоря, грустно все это видеть. Но вряд ли развитие событий могло быть другим?

В целом тут тихо и спокойно.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-13

Идем дальше в сторону станции Садовая.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-14

Перегон Новый - Садовая.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-15

Недалеко от путей находится озеро Шувакиш. Его посещение было включено в нашу программу.

Уходим на время с железной дороги через небольшой березняк и выходим в озеру.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-16

Через несколько минут были на месте.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-17

Шувакиш - высыхающее озеро.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-18

Расположено на окраине Екатеринбурга.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-19

Но это место посещают туристы.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-20

Несмотря на то, что активно зарастает травой, оно притягивает сюда любителей природы.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-21

Птица в небе.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-22

Место для отдыха берегу озера.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-23

Идём обратно на железную дорогу.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-24

Погода начала немного портиться.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-25

Тем не менее, удача была на нашей стороне. Вдали раздался гудок тепловоза.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-26

Место для съёмки выбрали за переездом.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-27

Очередное тр-тр-тр уже близко.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-28

А тут знакомый нам тепловоз ТГМ6А-1476 со сплоткой электровозов 2ЭС6-????/????/????/1374 возвращается в цивилизацию.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-29

С другой стороны.

Екатеринбург - крупный железнодорожный узел, который формально имеет 8 пассажирских направлений: в Шалю, Дружинино, Нижний Тагил, Егоршино (г.-30

И вот тепловоз с электровозами прошёл между деревьями, как свет в конце туннеля, напоминая о том, что движение есть, партия электровозов вывезена с Уральского завода железнодорожного машиностроения (УЗЖМ) и отправится в депо приписки той или иной дороги.

Хотя уже закрыли и разобрали станции и остановочные пункты Красное, Глубокий Лог, Красногвардейск, Дачная, Зелёный Бор, Юбилейная, но дальше отступать некуда. Участок Балтым - Север живёт и будет жить, ведь грузовое движение и сообщение с предприятиями города и окрестностей, а также сообщение с метродепо никто не отменял.

В заключение скажу, что до Садовой так и не дошли, но это не критично. Главное, что бывшая станция Комсомольская и её окрестности посещены.

На этом знакомство с железной дорогой и первая прогулка по ней закончилась. Ещё одна малодеятельная, пусть и ведомственная линия посещена.

31.05.2023 г.