Меняем профессию в режиме онлайн

Корреспондент «Курской правды» прошёл обучение по федеральному проекту «Содействие занятости»

Корреспондент «Курской правды» прошёл обучение по федеральному проекту «Содействие занятости» В феврале я подала заявку на портале «Работа России» на обучение по специальности «СMM (маркетинг в...

В феврале я подала заявку на портале «Работа России» на обучение по специальности «СMM (маркетинг в социальных сетях)» и готова поделиться впечатлениями.

Корреспондент «Курской правды» прошёл обучение по федеральному проекту «Содействие занятости» В феврале я подала заявку на портале «Работа России» на обучение по специальности «СMM (маркетинг в...-2

Шесть лекций – и корочка

После подачи заявления мне на почту пришло письмо с рекомендацией явиться в течение трёх рабочих дней в отделение центра занятости населения (ЦЗН) для прохождения профориентации.

Кроме теста потребовалось ещё заполнить заявку на портале «Госуслуги» и приложить к ней копии указанных документов. В результате меня зачислили в Российскую Академию народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) – на сайте академии у меня появился личный кабинет, где я подписала договор на обучение.

Всё вышеописанное у меня заняло меньше месяца – в феврале подала заявку, в начале марта прошла тестирование в ЦЗН и получила письмо от РАНХиГС. А в конце апреля завершилось моё обучение, если точнее – повышение квалификации по выбранной специальности…

Вообще-то, я хотела попробовать стать аналитиком больших данных – есть в проекте «Содействие занятости» и такой курс, но побоялась не справиться с нагрузкой. Всё-таки я гуманитарий, математика мне чужда. К тому же маркетинг в соцсетях ближе к журналистике, да и срок обучения по специальности СММ на портале «Работа России» значился два месяца – по моим подсчётам, после подтверждения заявки учиться я должна была апрель-май, что меня вполне устраивало. Впрочем, при заполнении документов в личном кабинете на сайте РАНХиГС значился уже совсем другой срок – 72 часа «очно-заочного обучения с применением дистанционных технологий», а сами занятия должны проходить с 8 по 23 апреля. Дальше – больше, точнее, меньше. После подтверждения заявки на почту пришло письмо, в котором было указано, что курс состоит из шести лекций по полтора часа, по итогам которых нужно выполнить зачётное задание. А потом, в случае успешной сдачи, получить корочки специалиста по СММ…

КСТАТИ: В прошлом году в рамках проекта «Содействие занятости» от Курской области было подано 3800 заявок, обучение прошли 1280 жителей региона. В 2021 году, когда проект только стартовал, эта цифра была больше – 1500 человек. Предварительная квота на 2023 год – 1140 человек. Кстати, с этого года в рамках проекта будут обучать специальностям, востребованным на предприятиях ОПК.

«Удочка» или «галочка»

Как бы там ни было, но 8 апреля ровно в 9:30 я сидела перед компьютером. Вместе со мной к экранам прилипли ещё человек шестьдесят из разных регионов страны. Первое занятие было вводным и состояло из нескольких тем, часть из которых предназначалась для самостоятельного изучения. Наш преподаватель (за весь курс у нас их было трое, и все – практики, то есть реально работающие СММ-специалисты) вкратце рассказал, чем занимаются СММщики, в каких соцсетях работают, какие навыки им необходимы. Остальные лекции были посвящены не менее интересным темам – стратегии, аналитике, настройке рекламных кампаний, функциональным возможностям сети «ВКонтакте» и многому другому. Только вот все они ограничивались теорией, хотя я была уверена, что на каждом занятии будет ещё и практическая часть, где мы под контролем преподавателя будем осваивать всё то, чему должны научиться. Конечно, после каждой лекции можно было задавать вопросы преподавателям, на которые они давали исчерпывающие ответы, можно было общаться с ними в личном кабинете, однако практическое задание было только одно – итоговое. Нужно было разработать конкурс для реально существующей группы в соцсетях. Признаться, это оказалось совсем несложно – придумать текст, расписать стратегию, учитывая правила работы в конкретной соцсети. Задание нужно было отправить на проверку через личный кабинет до 23 апреля.

О том, что зачёт сдан, я узнала в тот же вечер, а через пару дней на почту пришло письмо с информацией, что через три недели я получу удостоверение о повышении квалификации и могу считать себя специалистом по СMM…

На мои вопросы, можно ли после шести лекций стать СMMщиком и где добрать недостающее, один из наших преподавателей ответил, что теперь нужно найти наставника и практиковаться. По его словам, можно четыре года учиться на бакалавриате и выйти «пустым», а можно после первого курса пойти на практику, набраться опыта и стать прекрасным специалистом. К тому же CMM требует постоянного самообучения, поскольку в социальных сетях всё очень быстро меняется. Поэтому все преподаватели, которые вели у нас лекции, сами продолжают учиться, читать новые материалы, посещать тренинги.

От 16 до 250 часов

На другие мои вопросы, касающиеся обучения, ответил Алексей Колесников, заместитель директора Института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС.

– 72 часа – это общая ёмкость программы, включая лекции для самостоятельного изучения и дополнительные материалы. То есть кроме лекций, которые читают преподаватели, сюда входят все темы, размещённые в рамках курса в личном кабинете участника обучения. Выбирая учебную программу, нужно ориентироваться на формат – он может быть очный, заочный или очно-заочный. В первую очередь на обучение принимаются те, кто заинтересован в поисках работы и повышении квалификации – собственно, это и есть главные цели проекта. Исходя из этого, программы есть разные. Например, повышения квалификации – здесь обучение длится от 16 до 250 часов. Программа нацелена на получение дополнительных знаний в заданном направлении. Профессиональная переподготовка может занимать от 250 часов и более – там идёт более углублённое изучение дисциплин.

Однако, считает Колесников, стать специалистом одна лишь учебная программа не поможет, должно быть желание работать над собой и учиться дальше. С этим трудно не согласиться – на мой взгляд, смысл проекта «Содействие занятости» в том, чтобы дать человеку «удочку» в виде знаний и навыков, а не поставить «галочку» напротив его фамилии в списке «обучившихся».

Комментарий специалиста:

Председатель комитета по труду и занятости населения Курской области Елена Кулагина – Курская область продолжает своё участие в федеральном проекте «Содействие занятости» национального проекта «Демография», который в 2023 году позволит переобучить свыше 1 000 жителей региона. Пройти обучение смогут граждане старшего возраста, женщины, воспитывающие детей, молодёжь, работники под риском увольнения и прибывшие с территории Украины.

Обучение организуется на базе одного из трёх федеральных операторов (Томский государственный университет, РАНХиГС, Институт развития профессионального образования), а также их партнёров на принципах сетевого обучения, в том числе с применением дистанционного обучения.

Проект предоставляет разнообразные образовательные программы, которые помогают людям раскрывать свои профессиональные возможности, приобретать и сохранять свою занятость. Сегодня курянам и жителям области доступен выбор из 143 программ обучения, и этот перечень постоянно пополняется. Среди них можно выделить наиболее востребованные курсы по программированию, графическому дизайну, маркетингу, кадровому учёту и многие другие.

Участие в краткосрочных образовательных программах не только сокращает период выхода специалиста на рынок труда, но и помогает оперативно реагировать на его изменения. Кроме того, проект предоставляет возможность работодателям организовать курсы повышения квалификации действующим сотрудникам, обеспечив их перспективами карьерного роста. Повышение квалификации также помогает вернуться к профессиональной деятельности после длительного перерыва, например, при выходе из отпуска по уходу за ребёнком.

Учебные программы, задействованные в проекте, разрабатываются экспертами педагогического сообщества с учётом потребностей регионального рынка труда с целью дать человеку возможность развивать свой профессиональный потенциал и оставаться конкурентоспособным. В качестве показателя эффективности проекта следует выделить востребованность на рынке труда специалистов, прошедших обучение. По итогам 2022 года доля занятых граждан составила 84 процента. Интерес к проекту не иссякает – за 4 месяца текущего года заявки на обучение подали 570 человек.

Источник: Газета "Курская правда"