Батюшка, хотелось бы такой вопрос задать. Вот в наставлениях некоторых священников можно услышать такую фразу, как совет для женщин, что женщина должна равняться на Богородицу.
Как применить этот совет в жизни? Вот я все пытаюсь проверить на практике. Если я, следуя, скажем, современной моде, хочу нарастить себе ресницы, нарастить ногти, я должна подумать, сделала бы так Богородица или нет?
Ответ батюшки:
Хорошие слова, сильные, сильные. Но вообще-то это по-евангельски, это Господь говорит:
"Будьте совершенны, как Отец наш Небесный".
А Божья Матерь могла себя сорганизовать с образом Божьим. Она была женщиной, и наверно поэтому являлась для женщин самым сильным примером.
Мы же православные, мы живем в предании, и нам предание Богоматери, передавание образа - это ориентир. Безусловно, она является ориентиром. Наверное, она бы вряд ли красила ногти. Хотя не вижу в этом ничего предосудительного.
Во времена Ветхого Завета, в частности, среди праведников, например, можно вспомнить образ царя Давида. И если представить его образ, то это будет образ с сережками, с бусами и с браслетами на руках и ногах. Так тогда ходили цари. И у них подол был длинный с большими кистями.
На Востоке в те времена женщины тоже себя украшали своеобразно. И эта традиция сохранилась, например, у арабов. Эта традиция есть в Северной Африке, в Иране. Они рисуют хной на руках различные рисунки. И тату было в то время. И это считалось красивым. В Библейской книге написано, что женщины украшали себя. Это воспринималось как добрый образец.
Однако Божью Матерь сложно представить с накрашенными ногтями.
Слово "красота" - это, конечно, субъективный фактор. Кому как видится. Думаю вот как. Я воспитывал свою дочь следующим образом, когда ей было лет 13-14. Стал ей говорить, что она должна быть яркой и красивой, уметь себя подавать. Мне было проще ей сказать: "Копируй маму". Я ей говорил:
"Ты должна быть такой яркой, чтобы тебя видели все и поворачивались в твою сторону, и чтобы человек сто объяснялись тебе в чувствах. Чем больше, тем лучше".
Я так говорил, может быть, это и неправильно. Зачем? Для того чтобы из всех она выбрала одного единственного и на всю жизнь. Раз. И потом, когда он будет, чтобы она уже была такой, какой захочет он.
Мне кажется, что в своем внешнем виде женщина должна ориентироваться на мужа. Если для мужа имеет значение что-то, то лучше пойти и сделать. Наверно это тоже схоже с образом Богоматери.
Это некое женское смирение: сделать, как муж хочет. Только в данном случае мы говорим о нормальных мужьях, не о тех, у кого странные и извращенные понятия о красоте. Не об этом разговор. Мы говорим о православных, о среднестатистических, скажем так.
Расскажу один пример. Это было года 4-5 назад.
Моя супруга готовится ложиться спать, одевает ночнушку, стоит перед зеркалом задумчиво и говорит мне:
"Ну, конечно, я уже теперь не та. Возраст, кожа какая стала, волосы. Поэтому ты конечно теперь на меня будешь смотреть по-другому".
Я говорю: "Да? А мне кажется, что я тоже не молодею".
Мы легли, обнялись.
Я говорю: "Слушай, ягодка моя, скажи, мы с тобой прожили почти 40 лет. И в радости вместе, и в горе вместе, и дети, и внуки есть, и больные, и здоровые вместе, и в богатстве, и в бедности. Да мне сейчас золотой тебя не надо. Вот если на утро, не знаю, что случится, и ты без ног и без рук будешь, мне другой не надо. О чем разговор?"
Она после этого брови перестала красить. Она это делала для меня, а теперь поняла, что для меня не внешнее важно. И успокоилась. Для тех, кто замужем, нужно ориентироваться на желания мужа.
Вот для меня моя жена красивая в любой форме, в любом виде, в любом безобразии. Она кур кормит в какой-то одежде, и все равно она красавица. Может быть, потому что возраст сейчас другой. Но сейчас вот так думаю. На свой внешний вид замужней нужно смотреть глазами своего мужа. Очень интересная фраза у апостола Павла есть:
Не только перед мужем.
Ничто не портит женщину, как злое лицо. Вот это очень портит женщину при любом макияже, при любой прическе. Еще я в семинарии контрольную работу писала по Богородице по Евангелию от Луки. И там были слова Богородицы: "Сделайте, как он скажет".
В Кане Галилейской это Богородица говорит про сына своего. Это очень интересные моменты. Вот если читать Евангелие, то там о Божией Матери косвенно только говорится. "При Кресте стояла мать Его, женщина Его".
Только про Благовещенье Лука пишет, а все остальное - постольку-поскольку. В Кане Галилейской ничего нет о Божией Матери. Там написано о Христе, о том, как Он чудо первое совершил. Богоматерь всегда в тени. Ее нигде нет на первом месте.
Но почему именно она стала матерью сына Божьего?
Потому что из всех женщин она поднялась на высоту духовную выше всех. Ни до нее, ни после ни у кого такой высоты уже не было. И она всегда в тени, она нигде себя не выставляет, хотя понимает, какой тайне послужила. Она понимает свое величие. А как она произнесла свои слова, мы не знаем. Мы только знаем, что там ни тени гордости не было. Все со смирением делала. Она родила Бога, отдала Его в жертву, была свидетельницей Его смерти, хоронила Его истерзанное тело.
А вот если по-человечески спросить:
"Кто-то своих сыновей хоронил в 33 года в самом расцвете"?
Это ведь врагу не пожелаешь такого кошмара. В Евангелии даже не написано, чтобы она рыдала, этого ничего нет. Там такая гробовая тишина была. Она даже в горе не выставляла себя, даже в горе была где-то в тени.
Это потрясающий пример. Мы в Евангелии не встречаем информацию о том, что Господь воскресший явился лично ей. Но мы помним, что при Воскресении и при пришествии Святого Духа она присутствовала. Это потрясающее женское смирение, которое ее сделало способной быть матерью Бога, а теперь - матерью фактически всего крещенного человечества.
Как написано в Псалтыре, "главная красота внутри ее". Главная красота Богоматери - это языком невыразимое ее смирение.
Причем это смирение не означало, что она была запуганная. Мы же об этом знаем. Она не побоялась, когда ей смерть грозила. Не бежала, не пряталась, не падала в обмороки. Она в первом ряду, но как будто ее и нет. Ее будто не замечаешь. Вот такое смирение.
Мне Богородица недавно открылась. Я прочитала книгу самарского нашего батюшки Николая Агафонова "Жены-мироносицы". Книга так просто написана. В этой книге написано, кем были эти жены-мироносицы, и о том, как жила Богородица.
Вторая книга - это книга дореволюционного писателя Евгения Поселянина. В ней описана земная жизнь Пресвятой Богородицы. Она просто перевернула меня. Мы многое не знаем, а в этой книге собрано предание о Богородице.
Меня из всех икон Богоматери больше всех воодушевляет и духовно пленяет "Умиление Богоматери". Все иконы красивые, они все душевные, все забирают сердце. Но так, как "Умиление Богоматери", никакая икона не трогает меня. Я сначала не думал, почему так? Нравится и все.
Но когда прочитал Житие Серафима Саровского, понял, почему. Он ее видел вживую. Она несколько раз являлась ему. И эта икона всех больше напоминала ему о живой Богоматери. А ведь посмотрите на икону Божьей Матери "Умиление".
Какая кротость и смирение отражены на ней!
На иконе видна любовь к Господу, глубина веры, умиление, тихое переживание рая, Царство Божие внутри и благодать. Там есть все. Я понял, почему моя душа так принимает образ этот, только когда прочитал это житие. Да, Богоматерь - это эталон для женщины.
Она очень красивая была. Почему Лука начал иконы писать? Люди издалека шли, чтобы только увидеть ее, потому что вера, любовь к Богу покрывала ее. И, пожалев людей, она, по преданию, позволила Луке писать иконы.
Также читайте: