Церковная иерархия, принятая в православии, делится на 3 чина: диаконы, священники и епископы. В существующем виде она сложилась еще в древности и никогда не менялась. Расскажу, как она появилась.
Диакон (от др.-греч. Διάκονος — служитель) — начальная ступень священной иерархии. Диаконы помогают священникам и епископам в служении, но сами не могут совершать Таинства. Возникновение чина произошло еще в первые годы существования Иерусалимской Церкви. Во время конфликта по поводу распределения жизненных благ для выполнения хозяйственных функций было избрано 7 диаконов. Они были поставлены перед апостолами, которые, помолившись, возложили на них руки (Деяния 6:1-6). Кроме того, диаконы, возможно, уже с самых древних времен задействовались и в богослужении.
Священник (от др.-греч. πρεσβύτερος — старейшина) — вторая ступень иерархии. Может служить Литургию и совершать все Таинства, кроме рукоположения. Священники также впервые упоминаются в Деяниях (Деяния 14:23). Новый Завет не дает никаких оснований того, что пресвитеры могли посвящать кого-то в сан. А вот о поставлении их епископами даются четкие сведения (см. 1 Тимофею и Титу).
Епископ (от др.-греч. ἐπίσκοπος — надзирающий) — высший чин священной иерархии, имеющий право совершать все священнодействия. Апостолы распространяли христианство в различных уголках света и учреждали новые Церкви. Однако они физически не могли управлять паствой на становящихся все более обширными территориях, к тому же умирали. Поэтому для богослужений и пастырского надзора они поставляли себе равноправных преемников, которыми и были епископы. Об их праве совершения Таинства рукоположения сказано в Посланиях ап. Павла (1 Тимофею 5:22; Титу 1:5).
То, что все 3 чина иерархии равно высоко почитались с древности, красноречиво свидетельствуют слова св. Игнатия Богоносца, ученика ап. Иоанна Богослова:
Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви.