Покоритель неба - Степан Супрун

1,7K прочитали
Супрун Степан Павлович
(20.07. [02.08.] 1907 — 04.07.1941) — советский лётчик-испытатель, испытавший за свою карьеру более 140 типов самолётов. Он также был лётчиком-истребителем. С 1933 г.

Супрун Степан Павлович
(20.07. [02.08.] 1907 — 04.07.1941) — советский лётчик-испытатель, испытавший за свою карьеру более 140 типов самолётов. Он также был лётчиком-истребителем. С 1933 г. работал в НИИ ВВС в Щёлковском районе. Первый дважды Герой Советского Союза (в 1940 г. и в 1941 г. – посмертно).

Родился Степан Супрун 2 августа 1907 г. в селе Речки, ныне Белопольского района Сумской области (Украина), в семье крестьянина Павла Михайловича и его жены Прасковьи Осиповны. В начале прошлого века большое количество украинцев в поисках лучшей доли осели в Новом Свете. В 1910 г. в США эмигрировал и отец будущего лётчика, а спустя три года сюда перебралась и его жена с двумя ребятишками. С 1913 г. семья проживала в канадском городе Виннипеге, где Степан успел окончить 8 классов средней школы. В 1924 г. семья Супруна вернулась в СССР и проживала сначала на Алтае, затем в Алма-Ате (Казахстан), а с 1925 г. — на своей исторической родине. Здесь Степан работал учеником в каретной мастерской г. Белополье, в 1926-1928 гг. — столяром в мастерских г. Сумы, а в 1928-1929 гг. — фрезеровщиком на Сумском машиностроительном заводе.

Супрун Степан Павлович
(20.07. [02.08.] 1907 — 04.07.1941) — советский лётчик-испытатель, испытавший за свою карьеру более 140 типов самолётов. Он также был лётчиком-истребителем. С 1933 г.-2

Служба в Красной армии коренным образом изменила судьбу Степана. Призванный в ряды РККА в 1929 г., уже в следующем году он окончил школу младших авиационных специалистов в г. Смоленске, а в 1931 г. там же — школу лётчиков при 83-м авиаотряде. В его характеристике указывалось: «Имеет все данные быть не только отличным лётчиком-истребителем, но и вдумчивым исследователем, экспериментатором в лётном деле». Служил в ВВС лётчиком и командиром звена истребительной авиаэскадрильи в Брянске и Бобруйске.

Супрун Степан Павлович
(20.07. [02.08.] 1907 — 04.07.1941) — советский лётчик-испытатель, испытавший за свою карьеру более 140 типов самолётов. Он также был лётчиком-истребителем. С 1933 г.-3

С июля 1933 г. Супруна рекомендовали в качестве лётчика-испытателя в Научно-испытательный институт ВВС РККА, который в то время находился на аэродроме Чкаловский (сейчас — ИЦ Чкаловский — филиал ГЛИЦ МО РФ). Здесь он участвовал в авиационном проекте «Звено» под руководством инженера В.С. Вахмистрова, занимаясь пилотированием истребителей, расположенных на авианосце, несущем от одного до пяти истребителей. Испытывал истребители И-16 различных модификаций, И-21, И-180 и многие другие.

В документах НИИ ВВС значилось: «Дисциплинирован в воздухе и на земле... В лётной работе неутомим и вынослив. Идеологически устойчив. Освоил все типы истребителей. Хорошо знает элементы воздушного сражения скоростных самолётов. Поломок и аварий не имеет». 25 мая 1936 г. в Кремле М.И. Калинин вручил Степану Павловичу орден Ленина.

В ноябре 1937 г. Супруна избирают депутатом Верховного Совета СССР первого созыва от Севастопольского округа Крымской АССР. После гибели своего друга В.П. Чкалова во время испытательного полёта нового истребителя И-180, С.П. Супрун пишет письмо наркому К.Е. Ворошилову с просьбой разрешить полёты на втором И-180, от испытаний которого его оберегало начальство. В конце своего обращения он приводит убедительные аргументы: «За десять лет лётной работы я не имел ни одной аварии, не разбил ни одного самолета...».

Супрун Степан Павлович
(20.07. [02.08.] 1907 — 04.07.1941) — советский лётчик-испытатель, испытавший за свою карьеру более 140 типов самолётов. Он также был лётчиком-истребителем. С 1933 г.-4

С июня 1939 по январь 1940 гг. Супрун участвовал в национально-освободительной войне в Китае. Будучи командиром истребительной авиагруппы, совершил 83 боевых вылета (из них 7 — ночью) на истребителях И-15 и И-16 для отражения налётов японской авиации на китайские города. На И-16 лично сбил 6 японских самолётов, а лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов. За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники и в боях с японскими интервентами, майору Степану Павловичу Супруну 20 мая 1940 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

После возвращения из Китая он продолжил лётно-испытательную работу в НИИ ВВС. Испытывал новые истребители Як-1М, МиГ-3, ЛаГГ-3 и другие. В марте 1940 г. был членом советской делегации, посетившей авиастроительные фирмы Германии. Там ему удалось полетать на разных типах самолётов, с которыми вскоре придётся столкнуться в воздушных боях.

Супрун Степан Павлович
(20.07. [02.08.] 1907 — 04.07.1941) — советский лётчик-испытатель, испытавший за свою карьеру более 140 типов самолётов. Он также был лётчиком-истребителем. С 1933 г.-6

В начале Великой Отечественной войны по инициативе подполковника Супруна был сформирован 401-й истребительный авиационный полк особого назначения, который вошёл в состав 23-й смешанной авиационной дивизии (Западный фронт). Степан Супрун участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. Совершил около 15 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, в воздушном бою лично сбил 2 самолёта противника. А за 4 дня боёв его полк имел на своём счету 12 сбитых самолётов. Он лично летал в разведку, каждый раз подымался со своими лётчиками в небо, ведя их на сопровождение бомбардировщиков или в схватку с фашистскими истребителями.

4 июля 1941 г. С.П. Супрун успел совершить 4 боевых вылета, четвёртый оказался для него последним. Это случилось в районе г. Толочин (Витебская область, Белоруссия). Его ведомый — лейтенант Н. Остапов был сбит и через сутки вернулся в полк, судьба же С.П. Супруна оставалась неизвестной.

Немецкая пропаганда объявила Супруна сдавшимся в плен. В связи с этим Сталин лично распорядился уточнить причину и место гибели лётчика. Стало известно, что 9 июля 1941 г. в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс Золотую звезду № 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ, принадлежавшие С.П. Супруну.

22 июля 1941 г. С.П. Супрун посмертно награждён второй медалью «Золотая звезда». С.П. Супрун стал первым в Великую Отечественную войну дважды Героем Советского Союза.

Степан Павлович был похоронен в районе деревни Монастыри (ныне деревня Полевая Толочинского района), в июле 1960 г. перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В деревне Полевая установлен памятник на месте гибели С.П. Супруна; на его родине в селе Речки — стела; в г. Сумы — бронзовый бюст Героя, там же, на здании, в котором он работал, установлена мемориальная доска. Его имя носят улицы в городах: Москва, Севастополь, Сумы, Витебск, Борисов, в селе Речки.

Супрун Степан Павлович
(20.07. [02.08.] 1907 — 04.07.1941) — советский лётчик-испытатель, испытавший за свою карьеру более 140 типов самолётов. Он также был лётчиком-истребителем. С 1933 г.-8

В Щёлкове также свято чтят память о выдающемся лётчике: его именем названа улица в микрорайоне Чкаловский г. Щелково (ранее — посёлок Чкаловский, г. Щелково-3), там же, на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.