В современных спорах о способе смены власти в нашей стране, имеет смысл обратиться к замечательной в музыкальном отношении битловской Revolution.
Написанная в 1968 году, она родилась в бурном водовороте событий: «культурная революция» в Китае, убийство Мартина Лютера Кинга, война во Вьетнаме, студенческие волнения в Париже.
Считается, что Revolution – это политическое пробуждение Леннона и, вообще, это его песня, а не «Леннон-Маккартни» (мы с этим не согласны). Резкая, обжигающая гитарой слух, словно горячий песок в знойный день кожу, с резкими барабанными ударами, будто ритмами стучащего сердца, Revolutionимеет второй план. Мягкие подпевки - эхо прежних, ранних «Битлз». В этом смысле есть преемственность, плавность.
Но слова Revolution совершенно замечательны. Это не призыв к революции, как можно было бы подумать, следуя названию. Это в чем-то немного ироничная песня-сомнение в революционных методах. Если хотите, вдруг проснувшийся традиционный английский скептицизм в новой, яркой упаковке.
You say you want a revolution
Well, you know
Ты хочешь революции,
Ну, знаешь ли …
You tell me that it's evolution
Well, you know
Ты говоришь, что она неизбежна
Ну, знаешь ли …
Герой этой песни не процесс, а человек. И это так прекрасно в наше время дегуманизации, обсуждения «побед» и «поражений». Причём, герой песни неравнодушен к тому, что происходит: «We all want to change the world» («Все мы хотим изменить мир»).
«Уверен ли ты, что всё пойдёт как надо?» - спрашивают «Битлз» сторонников революционного насилия. И откровенно посмеиваются над целью дать блага людям, которые умеют только ненавидеть. Нет, братец, ничего у тебя не выйдет! Это прямой ответ нынешним адептам отобрать у богатых и отдать … Не бедным, а тем, кто ненавидит. Hate к обладателям дворцов у нас в стране прямо тренд. Люди должны менять себя, быть человечными – такой скрытый призыв.
И, конечно, здесь же о революционных кумирах. Совет, данный с той же скептической иронией: «Если ты собрался носить портреты Председателя Мао, то лучше не делай этого». («But if you go carrying pictures of Chairman Mao, you ain't gonna make it with anyone anyhow»). Мао, наверное, вытаращил бы глаза, услышав такое.
У нас чаще всего воспринимают «Битлз» непосредственно – как музыку. И это прекрасно. Но как же интересно понять, какое место занимает их творчество среди событий времени, в котором они жили? На какие вопросы их творчество пытается дать ответы? И что, в этом смысле, оно значит для сегодняшнего дня? Чему могут научить нас «Битлз»?
Мы уверены, что многим нашим читателям предстоит новое открытие Revolution. Из далёких 60-х «Битлз» улыбаются нам, пожимают руки. Почувствуйте нас в будущем. Мы с вами.