7,8K подписчиков

«Спектакль, который идёт 55 лет». Скандарбек Тулпаров - о театрах Дагестана

   «Спектакль, который идёт 55 лет». Скандарбек Тулпаров - о театрах Дагестана
«Спектакль, который идёт 55 лет». Скандарбек Тулпаров - о театрах Дагестана

Уникальный человек участвовал в XVI Международном фестивале тюркских народов «Науруз» в Казани. Скандарбек Тулпаров - главный режиссёр двух театров Дагестана - Кумыкского музыкально-драматического театра им. Салаватова и Русского драматического театра им. Горького, а также куратор всех 12 театров Республики Дагестан. Какие спектакли идут в Дагестане с аншлагом 50 и даже 80 лет, кто такие кавказские татары, почему женщина на Кавказе - богиня, режиссёр рассказал в интервью

Вечность на сцене

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: - Скандарбек Даниялович, «Науруз» в этом году посвятили театральному искусству народов Северного Кавказа. Какие темы волнуют зрителей этого региона, о чём ставятся спектакли?

Скандарбек Тулпаров:- Темы у нас такие же, как и в других театрах, - любовь, мир, красота, человеческие отношения. Театры Северного Кавказа также работают по системе Станиславского. Отличается форма подачи, потому что есть свои традиции, своеобразная культура. Так, малые народы всегда больше внимания уделяют историческим вещам. Их это подпитывает, чтобы сохранить идентичность, не раствориться в глобализации мира.

Каждый театральный сезон в Кумыкском театре открывается и закрывается спектаклем «Молла Насреддин», он идёт на нашей сцене уже 82 года. Зрители знают наизусть эту постановку о восточном мудреце, известном под разными именами - Ходжа или Коджа Насреддин, но всё равно на каждом спектакле полный зал.

За 82 года в этом спектакле сменились пять исполнителей главной роли. У нас сложилась трогательная традиция передачи ролей от взрослого артиста молодому.

Есть ещё пять спектаклей, которые не сходят со сцены 55 лет. Достаточно поставить их в афишу - билеты раскупают сразу. Зал каждый раз бурно реагирует на происходящее на сцене - смеётся, сопереживает героям, потому что у этих спектаклей есть национальный код. Это притягивает людей. На такие спектакли часто приводят детей, потому что они могут познакомиться с традициями, которые ребёнок не видит в современном мире.

Мы планируем восстановить спектакль «Айгази» по пьесе драматурга Алимпаши Салаватова, имя которого носит Кумыкский театр. Эта постановка о герое народного эпоса тоже очень долго шла в нашем театре - с 1940 г. по 2013 г.

Театр - это не музей

- На «Науруз-2023» Кумыкский театр привёз спектакль по произведению Чингиза Айтматова, а не дагестанского автора. Почему?

- Когда я в 2017 г. стал главным режиссёром Кумыкского театра, некоторые опасались, что национальный театр умрёт. Ни в коем случае! Я всем сказал, что наши любимые спектакли-долгожители будут жить вечно. Мы их бережно храним.

Но я подумал, что нужно немного поменять представление о театре. Оставив ту культуру, что уже есть, показать немного другое существование на сцене, чтобы актёры вышли из привычных рамок. Ведь театр не музей, он должен двигаться, меняться.

Поэтому я пригласил литовского режиссёра Линаса Мариюса Зайкаускаса поставить спектакль по повести Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря». Получился интересный сплав культур. Всемирно известный писатель, этнический киргиз Чингиз Айтматов написал повесть о жизни маленького северного народа. А поставил этот спектакль режиссёр из Прибалтики, да ещё на Кавказе. В Казани постановку приняли прекрасно, здесь очень чуткий зритель.

Я благодарен руководству «Науруза» за то, что уделили большое внимание театрам Северного Кавказа. Мы смогли все вместе встретиться в Казани, показать наши работы коллегам из других регионов, стран.

- Многие спорят о том, каким должен быть современный национальный театр. Что думаете вы?

- Сейчас очень большой наплыв туристов в Дагестан. Все стремятся попасть в национальные театры, чтобы увидеть особенности наших народов.

Есть мнение, что национальные театры должны ставить только национальные вещи, ведь их нигде больше не увидишь. Я с этим не согласен. Национальные спектакли надо сохранять, лелеять, преумножать, но очень важен взгляд этого народа на весь мир. У нас в Кумыкском театре второй год идёт спектакль «Кровавая свадьба» по Федерико Гарсиа Лорке. На него билетов тоже не достать. И не только потому, что испанский темперамент немного похож на наш и есть схожесть в каких-то обычаях.

Такие постановки - это разговор малого народа с большим миром. Интересно высказать свою позицию, чтобы быть услышанным. И театр как раз тот организм, который позволяет это сделать. Иногда малый народ может подать интересную идею всему большому миру.

- Какую идею, например?

- Вот спектакль «Пегий пёс... » рассказывает о том, как выживает в огромном мире малый народ, их всего тысяча человек. Море, в котором остались главные герои, и есть тот мир, который поглощает малые народы. Мальчик, пережив горе, смерть близких, не просто выживает, он становится мужчиной, личностью. Понимает - чтобы выжить в этом мире, нужно быть сильным, нужно стать защитником семьи, Родины.

Богиня и её покровитель

- На фестивале вы приветствовали коллег, гостей на кумыкском языке, и вас прекрасно поняли все владеющие татарским языком. Как находят общий язык народы Дагестана - самого многонационального региона России?

- Кумыкский и татарский языки действительно похожи, они относятся к одной группе тюркских языков - кыпчакской. Недаром Лев Толстой называл нас кавказскими татарами.

В Дагестане веками в мире живут люди 37 национальностей. Между нами никогда не было войн. Конечно, конфликты случались, но тогда собирались старейшины разных национальностей и вместе и разруливали эти ситуации. Их слово всегда было законом, это одна из наших традиций. Мы так воспитаны, что в каком бы городе мира я ни был, должен встать, если передо мной пожилой человек или женщина.

На Кавказе очень трепетно относятся к семье. Женщина - богиня в доме, но мужчина - покровитель этой богини. Он должен её лелеять и решать все вопросы. Очень строги отношения отца и сыновей. Например, я своего маленького сына никогда не брал на руки при отце, это не принято.

У незнакомого человека спросят не имя, а какого он рода: «Чей ты?». Если отец достойно жил, будут уважать и сына. Это тебя дисциплинирует, ты должен подумать, как себя вести, чтобы твоего сына уважали. То есть каждый с детства должен думать, что будет с его поколением.

Иногда я слышу, что на Кавказе ни во что не ставят женщин. Это абсолютная неправда! Только женщина может определить чистоту рода, по ней судят о роде в моральном, этическом плане. И когда двое мужчин обнажают кинжалы, идут друг на друга, только женщина имеет право их остановить. Если она бросает платок между ними, они обязаны прекратить схватку. Вот какова сила женщины.

- Ваш спектакль "Записки сумасшедшего" по Гоголю, поставленный в Русском театре имени Горького, завоевал Гран-при на Международном фестивале театров в Македонии в 2012 г. Обошёл лучшие театры мира, в том числе Лондонский Королевский театр. После этого вас включили в жюри фестиваля. Как вам работалось?

- На фестивале в Европе некоторые спектакли были такие, что сразу хотелось встать и уйти. Но я был в жюри и должен был всё это смотреть. Их авторы не понимали, почему я, представитель страны, где была создана система Станиславского, ругал их на обсуждениях. Не понимали, что о правде жизни нужно говорить средствами искусства, а не средствами самой жизни.

У нас в театрах полная свобода в выборе репертуара, но есть своя внутренняя моральная цензура. Неприемлемы обнажённые люди на сцене, откровенная любовь, которая на самом деле не всегда любовь... Мы сами не допускаем отклонения от норм человеческих.

Будет вторая «Золотая маска»?

- В рамках «Науруза» в Казани прошёл круглый стол Ассоциации национальных театров России. Этот всероссийский просветительский проект инициировал Александринский театр. Одна из целей ассоциации, в которую уже вошли 40 театров, помощь в образовательных программах. Какие идеи для ассоциации предложили вы? И нужна ли «Золотая маска» для национальных театров?

- На мой взгляд, отдельная «Золотая маска» для национальных театров не нужна. Эта премия единая для всей России. Мы же не отдельное государство, чтобы делать вторую «Золотую маску».

Моё предложение - создать в Дагестане Институт искусств для всего Северного Кавказа, потому что в нашей республике очень много театров. Моё поколение режиссёров получило образование ещё при СССР, у нас была возможность учиться в лучших вузах страны. Сегодня не каждый может туда поехать. Ещё одна проблема в том, что мало кто возвращается на Родину из уехавших учиться в столицы. Значит, надо организовать подготовку профессионалов на местах, чтобы туда на сессии приезжала профессура из Москвы, Санкт-Петербурга.

- Во всём мире в этом году будут отмечать 100-летие аварского и российского поэта Расула Гамзатова. Вы были с ним дружны. В чём феномен этого человека?

- Все театры, концертные организации Дагестана готовят программы к юбилею Расула Гамзатовича. В Русском театре мы приступаем к постановке его поэмы «Остров женщин». В Кумыкском театре много лет идёт постановка по поэме Гамзатова «Горянка» и готовится спектакль «Осенний бал», посвящённый его последним дням.

Мы сдружились с Расулом Гамзатовичем, когда я работал над спектаклем к его 80-летию. Это был удивительный мудрец. Мог произнести настолько ёмкую фразу, что после ни у кого уже не оставалось никаких вопросов, сомнений.

Помню, Расула Гамзатовича однажды спросили, почему на Кавказе женщина не садится за один стол с мужчинами: «Вы объездили весь мир, и тоже придерживаетесь этого обычая?» Расул Гамзатович ответил, что стал ещё больше соблюдать этот обычай после того, как увидел нравы всего мира. Женщина нежная. Уважая её, мы оберегаем от слов, которые могут показаться грубыми. Не хотим, чтобы она себя чувствовала себя неудобно, некомфортно. В этом нет ущемления. Если люди дружат семьями, тогда мы все садимся за стол. Но когда в дом пришли посторонние и вероятно, по какому-то делу, гостю может быть неловко при женщине вести разговор. Он попадает в неудобное положение, что недопустимо по отношению к гостю.

КСТАТИ

Международному театральному фестивалю «Науруз» в Казани исполнилось 25 лет. Он проходит раз в два года и собирает лучшие спектакли из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции, Узбекистана, российских регионов. В 2023 г. восемь театров показали 29 спектаклей.

«Фестиваль - это праздник общения, - отметил главный режиссер Татарского театра имени Камала, художественный руководитель фестиваля «Науруз» Фарид Бикчантаев. - Театры Северного Кавказа живут достаточно замкнуто в театральном процессе, как мне показалось... Очень захотелось привлечь их на фестиваль. На наше приглашение откликнулось достаточно большое количество театров из Дагестана, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии».