Найти тему
109,2K подписчиков

Почему Иуда предал Иисуса за 30 монет?

8,4K прочитали
Иуда был одним из двенадцати учеников, избранных Спасителем. На протяжении трёх лет он был рядом с Христом, следуя Его учению и созерцая чудеса, которые Он творил.

Иуда был одним из двенадцати учеников, избранных Спасителем. На протяжении трёх лет он был рядом с Христом, следуя Его учению и созерцая чудеса, которые Он творил. У многих христиан возникает вопрос: как же после всего этого он посмел пойти на столь низкое, столь подлое предательство? Быть может, он был тем самым «злом», о котором говорилось в пророчестве? Или же был одержим дьявольскими силами?

Поступок, совершённый Иудой, нелегко постичь верующему человеку – мы не видим в нём логики. Ведь если Иуда не питал любви к Спасителю, зачем же он, в таком случае, принял решение о самоубийстве после достижения своей цели? И если, напротив, он любил Иисуса, но попросту разочаровался в Учении Спасителя, зачем было совершать предательство?

Мало того, Иуда был не только предателем, но ещё и вором. Об этом свидетельствуют Евангельские тексты. К примеру, после того как Мария помазала ноги Спасителя миром, Иуда высказался о том, что это масло лучше было бы продать, а полученные деньги раздать беднякам. Однако же беспокоила его в тот момент не судьба нищих – Иуда желал получить доступ к этим деньгам, ведь за ящик с пожертвованиями отвечал именно он.

На протяжении трёх лет, проведённых рядом с Христом, страсть к сребролюбию в его душе только усугублялась. Вероятно, Иуда планировал присвоить себе все деньги, принадлежавшие апостольской общине, однако заметив, что к Спасителю прислушивается и примыкает всё больше людей, он решил поступить более хитроумно и дальновидно.

Иуда был одним из двенадцати учеников, избранных Спасителем. На протяжении трёх лет он был рядом с Христом, следуя Его учению и созерцая чудеса, которые Он творил.-2

Мы помним, что иудеи представляли себе Мессию как некоего великого Царя, призванного спасти Израильскую землю от нападок римлян. Этот Царь должен был возвеличить Израиль, сделав его непобедимым. Вероятнее всего, многие апостолы тоже были убеждены в том, что Спасителю суждено стать великим земным Царём, место рядом с которым они впоследствии и займут. Потому Иуда и решил повременить с относительно мелкой кражей ради возможности в недалёком будущем обрести настоящее богатство и славу рядом с новоявленным «Царём». Он не сомневался в том, что Иисус – сын Божий, так как не один раз становился свидетелем чудес, доказывающих это.

В свете подобной убеждённости предательство, совершённое Иудой, уже не кажется таким странным – он считал, что подобная подлость только лишь приблизит долгожданное явление Царя. Теперь мы можем понять и поступок, совершённый Иудой после распятия Спасителя: увидев казнь Христа, Иуда, поражённый раскаянием, поспешил вернуть тридцать сребреников с признанием собственного греха. Однако первосвященники и старейшины не были тронуты раскаянием Иуды и не даровали ему прощения. Он же, бросив злополучные монеты на пол Храма, ушёл прочь и вскоре покончил с собой.

В тот миг Иуда потерял всё – и «полезного человека», место рядом с которым он надеялся занять, и надежды на будущую славу и достаток, и, самое главное – собственную душу. Иоанн Златоуст так говорил об Иуде:

«Когда совершился грех, тогда он и познал грех».

Однако же был ещё один Апостол, предавший Христа – Пётр. Он не только выжил и получил прощение от Господа, но и стал впоследствии первоверховным Апостолом. В чём же заключается принципиальное отличие между поступками Иуды и Петра? И возможно ли было Иуде вымолить и заслужить прощение?

Иуда мог быть прощён – вероятно, он догадывался об этом, так как не мог не знать о том, как получил прощение Пётр, вопрошая:

«Господи! Сколько раз я должен прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?».

Спаситель же ответил ему так:

«Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз»,

- иными словами, до бесконечности.

Иуда был одним из двенадцати учеников, избранных Спасителем. На протяжении трёх лет он был рядом с Христом, следуя Его учению и созерцая чудеса, которые Он творил.-3

Долгое время Иуда был рядом с Христом – он и другие апостолы делили со Спасителем радости и беды, лицезрели чудеса, совершаемые Им, внимали его наставлениям и притчам… Однако же после совершённого предательства Иуда не допустил и мысли о том, что ещё может заслужить прощение Господа. Но из-за чего?

Пороки отдалили Иуду от Христа и апостолов, сделав его скрытным и недоверчивым. В результате он стал глух к призывам о покаянии, таким образом окончательно укоренившись в собственном предательстве. А произошло это на Тайной Вечери, в минуту причащения Спасителя вместе с другими апостолами. В Евангелии это описывается так: «…После сего куска вошёл в него сатана». С того момента поступки Иуды стали и поступками самого дьявола, руководившего им.

В конце концов, от Иуды отвернулись все – он остался наедине с собой и суровыми иудейскими законами, которые учили отдавать око за око и жизнь за жизнь. В подобных обстоятельствах мысль о том, что Спаситель всё ещё может даровать ему прощение, казалась абсолютно несбыточной. Таким образом Иуда в своей земной жизни очутился в аду – он в полной мере осознал собственное одиночество и невозможность исправить ситуацию. Он не уповал на Господа и на его милосердие. Вина душила его, и, в конце концов, превратилась в петлю, надев на шею которую Иуда и покончил с собой.

Но разве не дьявол виновен в предательстве Иуды? Ведь если он, «войдя в Иуду», руководил его поступками, можем ли мы всю вину возложить только на этого человека?

На самом деле, дьявол способен только искушать – мы же, в свою очередь, решаем, поддаваться ли соблазну или же бороться с ним. Нельзя оправдывать Иуду и называя его «орудием пророчества» - пророчество не определяет событий, которые должны случиться, но только предупреждает о той или иной возможности. Иными словами, не события зависят от пророчеств, но, напротив, пророчества – от событий.

Иуда же изначально был поражён грехом, ослепившим его. По мнению Иоанна Златоуста, корнем зла стало именно сребролюбие, омрачающее наш дух и попирающее законы самой природы. Подобная страсть лишает людей рассудка и заставляет их забыть и о дружбе, и о родственной привязанности. Единожды ослепив человека, корысть толкнёт его на вечное пребывание во мраке.

Именно сребролюбие со временем сделало Иуду предателем, обрёкшим Спасителя на мучительную погибель. Он, как и многие другие люди, гнался за земными благами, свято веря в то, что обретёт их посредством того, за кем идёт.

Также читайте: