- Если кто-то из близких родственников ребенка (родители, бабушки, дедушки) поздно заговорили, то это не является смягчающим обстоятельством!
- Стоит отметить, что гуление является врожденной потребностью ребенка, т.е. он делает это неосознанно. Гулят даже глухие дети. С речью, как таковой, это не связано.
- Если у ребенка сложности только с произношением 2-3х слоговых слов, а обращенную речь он понимает, то можно заподозрить недостаточную зрелость/повреждение мозговых центров, отвечающих за движения речевого аппарата (моторную алалию или дислалию).
Проблема задержки развития речи, к сожалению, с годами не теряет своей актуальности. По распространенным данным она наблюдается примерно у 3-10% детей и в 4 раза чаще у мальчиков.
Как диагноз, задержка развития речи констатируется только ближе к 3м годам, когда отставание от сверстников становится очевидным. До этого времени можно заметить определенные предпосылки, которые помогут предупредить проблему.
1. Патологии беременности и родов, генетические заболевания плода, перенесенные тяжелые заболевания в первые годы жизни, черепно-мозговые травмы. Отдельно хочу выделить такой фактор, как наследственность.
Если кто-то из близких родственников ребенка (родители, бабушки, дедушки) поздно заговорили, то это не является смягчающим обстоятельством!
Это говорит лишь о том, что у вашего ребенка, возможно, тоже есть предрасположенность к позднему созреванию речевых структур, и нужно иметь это ввиду.
Все эти факторы в определенной степени влияют на развитие речи ребенка, какие-то и вовсе могут скомпенсироваться и никак себя не проявить. Все зависит от случая. В остальном мы уже начинаем наблюдать, как развивается ребенок и какие сложности у него возникают.
2. В первые дни жизни уже может насторожить чрезмерное слюнотечение, вялый, вываливающийся язык, приоткрытый рот, асимметрия лица, проблемы с сосание груди. Все это будет являться признаками неврологической патологии с поражением черепных нервов. Такие дети сразу же заметны неонатологам в роддоме.
3. Отсутствие речевого интереса. Обычно интерес к голосу матери возникает у малыша еще на 7м месяце беременности, когда у плода активно развиваются слуховые зоны головного мозга. После рождения он продолжает выделять голос матери из общего фона. К концу первого месяца у него появляется комплекс оживления (ответная реакция на внимание к своей персоне в виде улыбки, оживления моторики) и способность поворачивать голову на источник звука (погремушку или голос мамы). Если вы обратите внимание, то заметите, что младенцам нравится рассматривать лица людей, и в особенности они следят за ртом в процессе говорения. Эта привычка должна остаться у малыша еще на долгое время. В дальнейшем его начинает интересовать не только речь мамы, но и других собеседников.
3. Не реагирует на свое имя. В возрасте от 3х до 6 мес. ребенок уже способен выделять свое имя из общего речевого фона (поворачивает голову, гулит в ответ). А когда начинает ползать, по зову уже может и приползти к вам аж из другой комнаты. Также примерно в этом возрасте у ребенка возникает потребность говорить самому. Он начинает произносить гласные звуки: А и У, т.е. гулит.
Стоит отметить, что гуление является врожденной потребностью ребенка, т.е. он делает это неосознанно. Гулят даже глухие дети. С речью, как таковой, это не связано.
4. Не различает звучание слогов. Далее, от 6 до 12 мес., когда ребенок начинает лепетать разные слоги, можно уже говорить о задатках речи. Сначала он это делает без разбора: "па-па", "ма-ма", "ба-ба", "да-да", а потом уже и может повторить определенные слоги за вами. Это уже будет говорить о том, что он уже различает звучание слогов, т.е. формируется понимание обращенной речи.
5. Не пытается совершать движения языком, губами и повторять за вами. После полугода малыш очень любит играться со своим язычком: высовывает, облизывает, поворачивает на бок и в разные стороны. Это говорит о том, что язык набрался достаточно сил и малыш учится им управлять. Также он пытается надувать щеки и выпускать воздух через сжатые губы, брызгая слюной.
6. К 8-9 мес. не начинает понимать простых фраз ("Дай мне", "Подойди", "Нельзя" и т.п.) и интонаций (некоторые малыши даже могут заплакать, если их поругать).
7. Застревает на лепете. В период с 10-12 мес. у ребенка уже, сосуществуя с лепетом, начинают появляться отдельные слова и попытки назвать предмет. Он уже способен обращаться непосредственно к родителям, называя "мама" или "папа". Если этого не происходит, то можно судить о задержке понятийного мышления. У ребенка не выстраивается ассоциация между человеком/предметом и словом.
После года должны появляться слова с разными слогами и совершенствоваться интонация. Это будет говорить о том, что речевой аппарат созрел и готов к сложной речи. Если до 2х лет этого не происходит, то необходимо принимать меры.
Если у ребенка сложности только с произношением 2-3х слоговых слов, а обращенную речь он понимает, то можно заподозрить недостаточную зрелость/повреждение мозговых центров, отвечающих за движения речевого аппарата (моторную алалию или дислалию).
Если ребенок, помимо трудностей говорения, еще и не понимает обращенную речь, не отзывается на имя, то можно судить о сенсорной алалии (об алалиях я подробно писала в предыдущей статье).
Любой из перечисленных вариантов требует обращения к профильным специалистам: неврологам, логопедам. Ни в коем случае не медлите, ведь самый благоприятный период развития речи до 3х лет. Вся та коррекция, что начинается позже - попытки наверстать упущенные возможности!