Пророк русского мира. Федор Тютчев

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Дипломат, философ, политический публицист и поэт Федор Иванович Тютчев оставил в наследство потомкам несколько уникальных критических статей, около 1300 писем-рассуждений, более 400 стихотворений. Тютчев был непревзойденным автором предельно кратких поэтических форм, которые представляли собой философские миниатюры, потому его называли «поэтом мысли».

Тютчев в 15 лет поступил в Московский университет, который закончил через три года, выдержал экстерном экзамены на кандидатскую степень и восемнадцатилетним юношей был определен в Коллегию иностранных дел. Прекрасно образованный Федор Тютчев служил в дипломатических миссиях в Мюнхене, Турине и Генуе. Долгие годы Тютчев не имел возможности общаться на родном языке; не только на службе, но и дома приходилось говорить на немецком или французском, но все стихи написаны им по-русски.

Отслужив 22 года за границей, в России Тютчев служил в Министерстве иностранных дел, руководил Комитетом иностранной цензуры. Получил высшее придворное звание действительного тайного советника, при Александре II консультировал по вопросам международной политики.

Как поэт стал известен благодаря Пушкину, которому друзья передали рукописи русского дипломата. Пушкин выбрал 24 стихотворения неизвестного автора, которые напечатал в своем журнале «Современник». Слава к Тютчеву пришла после выхода первой его книги, но это не стало для него значительным событием. Долгое время его стихи считали изысканными текстами для эстетического удовольствия, не обращая внимания на философский подтекст.

Сам Тютчев с пренебрежением относился к собственному стихотворчеству и не мечтал о литературной славе. В стихах он формулировал собственные мысли, в основном, на утонченном поэтическом языке XVIII в. Нередко свои поэтические озарения он писал где придется и на чем попало: во время служебных заседаний, приемов и балов, используя для записей обрывки газет, салфетки и даже казенные документы, забывая свои шедевры там, где они были написаны.

Тютчев стал свидетелем многих трагических исторических событий: войны 1812 г. и освободительного похода русской армии в Европе, восстания декабристов, европейских революций 1830 и 1848 г., Крымской войны. Он позволял себе в оценке событий свободу суждений, не обращая внимания на светские условности, шокируя общество едкими остротами, которые становились афоризмами. Например, так афористично выразил Тютчев свое видение истории российских государей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

«Злосчастным человеком чудовищной тупости» Тютчев назвал Николая I за его провальную внешнюю политику, которая привела к трагедии Крымской войны. Тютчев предостерегал, что у России нет сторонников в Европе, доказывал, что единственные два верных союзника страны – это собственные «армия и флот». В Европе дипломат обращал внимание на политические настроения наших «союзников». О причинах развязывания Крымской войны он написал следующее.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

После освобождения Россией от наполеоновского вторжения не только собственных земель, но и стран Европы, Тютчев заметил, что России отводят роль не освободителя и друга, а соперника и потенциального врага, потому что страна-победитель стала обретать доминирующее положение на международной арене. Армия разграбленной России смогла победить сильнейшую армию Европы и дойти до Парижа; это вызывало страх, что русские способны пойти и дальше.

Потеснить Россию с помощью военной силы было невозможно, тогда в западных изданиях была развязана антироссийская информационно-пропагандистская война, на которую Тютчев отозвался в немецкой прессе публикацией статьи «Россия и Германия». Он резко высказался о неизбежности противостояния России и Запада.

Благодаря Тютчеву в политике появился термин «русофобия». Это слово не было изобретением самого Тютчева, оно уже звучало в обществе во французском варианте «russophobie», но рассуждение об этом явлении, «приобретающим все более патологический характер», сохранилось в его переписке.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

У Тютчева нет патриотических стихов, особый статус Родины осмыслен им в четверостишии «Умом Россию не понять». Тютчев полагал, что понятие «рассудок» рационально, но ограничено. Для понятия веры ему не требовалось доказательств, она безгранична. Так и «в Россию можно только верить», ее сущность по своей природе духовна, а не рациональна. Чтобы понять уникальность России, надо преодолеть границы логики и разума.

Поэт верил в великое предназначение своей страны, ее особый путь развития. Как государственный деятель он обладал проницательным и аналитическим умом, и сегодня актуальны его политические взгляды, многие пророчества сбылись.