Наконец, нашел я время, чтобы сесть и описать нашу поездку за Байкал в конце весны 2023года.
Мне нравится ездить отдыхать «дикарями», заранее планировать даты, маршруты, места отдыха и тд., и этот раз не был исключением. Мы много дней штудировали Сеть, чтобы собрать доступную информацию, и в конечном счете, все получилось удачно. Я постараюсь рассказать о поездке подробно, особенно заостряя внимание на важных вещах.
Наше путешествие началось с поезда. Я вообще люблю путешествовать поездом, смотреть из окна на природу вокруг, и если еду далеко – то каждый раз восхищаюсь размерами нашей страны.
Мы выехали из Новосибирска ночью а с утра были лишь в Красноярске. Горы, сопки, леса. Постепенно «отдаляющееся» вместе с нами на восток – лето. Чем дальше мы ехали, тем мельче были листья на деревьях, а где-то еще лежал снег.
Поезд… да, именно он был началом нашего путешествия. И если вы захотите пройти этим же путём – то и вариантов других нет. Потому что ехать следует не до Иркутска, как многие думают поначалу (и мы в том числе). Расскажу почему.
Оказалось, что всё, связанное с Байкалом и касающееся «муниципальных служб», то есть всё, что не зависит от простых людей, и тем более вас самых – вас примет максимально «в штыки». Видимо для того, чтоб эту поездку вы максимально выстрадали. Прежде всего, это касается транспорта. Нигде/ничего не совпадёт удачно. Вот, как нарочно.
Так вот. Поначалу, мы так и планировали поехать в Иркутск, потом на речном транспорте (романтика, думали мы. Поехать по Ангаре, красиво, смотреть из окна на красивые места) – в Листвянку, и оттуда уже двигаться везде. Понятно, что побыть на Байкале и не попасть на Круглобайкальскую железную дорогу – это не правильно. Первый наш план строился так, чтоб по этому участку пути – поехать в конце путешествия. Однако, чтоб попасть в порт Байкал, который находится на другом берегу Ангары, и откуда начинает движение поезд – нужен паром, который, как оказалось, ходит несколько раз в день. Ну, ладно, можно же подождать. Однако, не состыковки, будь они не ладны.. Электричка по кругло байкальской железной дороге – отходит два раза в сутки. Одна после обеда, в районе 3 часов (смотрите актуальное расписание на сайте РЖД). А вторая – утром. Ну, как утром… в 3 часа утра. Так вот, если поедите вы на дневной электричке, то будете вы ехать всю дорогу против солнца, и приедете в Слюдянку 1 (конечный пункт КБЖД), в районе 20 часов вечера. И ни один автобус, ни одна маршрутка, никакая электричка – не повезет вас в Иркутск. Да. Если вы едите домой на поезде, и ваш поезд идет вечером/ночью мимо Слюдянки – то вариант подойдет. Наш поезд уходил вечером. Однако, мы хотели еще погулять по Иркутску – поэтому сменили первоначальный план.
Итак, через день и две ночи – мы, миновав Иркутск, подъезжали к Слюдянке. К слову сказать, погода прогнозировалась – просто отвратительная. Местные говорили, что за всю жизнь не помнят такой весны. Когда мы приехали (28 мая) даже листья на деревьях не распустились. Только ива цвела, Березы стояли голые. Каждый день по прогнозу шли дожди, и температура не выше 13 градусов. Однако, говорят, Байкал исполняет желания, нас по приезду встретило безоблачное небо, яркое солнце. Прекрасный, чистый вокзал, с шикарным БЕСПЛАТНЫМ! музеем Байкала внутри. А с торца – очень неплохое заведение общепита, где мы с удовольствием перекусили вкусным обедом.
Мы купили билет на электричку по КБЖД и отправились пополнять запасы провизии. Кстати, про КБЖД. Многие слышали, что существует там туристический маршрут, Иркутск-Листвянка- п.Байкал – Слюдянка – Иркутск. Конечно все вышеперечисленные транспортные проблемы минуют вас при выборе этого маршрута. Однако цена его на тот момент была около 7000 рублей с человека. Вас посадят на маршрутку, в Листвянке любезно встретит паром и перевезет вас на другой берег, где вас уже будет ждать поезд с мягкими креслами, аудиогидом (или даже с экскурсоводом), и кучей длительных остановок на маршруте. Но семь тысяч… Мы заплатили за электричку по 180 рублей. Проехали этим же маршрутом, наслаждались пустым комфортным поездом (современный плацкартный вагон, с биотуалетом ходит в составе электрички, которую называют Нерпочка. Этот как раз дневная электричка из Слюдянки), по-пути встретили туристический поезд, забитый китайскими туристами… Какими же шикарными видами нас встретил Байкал! Весеннее солнце светило поезду «в спину», подсвечивая кристальную чистоту Байкальской воды, освещая невероятной красоты пейзажи, туннели, горы.
Электричка едет медленно (около 100 км пути мы ехали почти 5 часов) делает в пути две длинные остановки и мы с восхищением рассматривали всю красоту вокруг. Да, паром не встречает электричку. (действительно, зачем?) Как же это бесит – нет слов. У нас в пригороде Новосибирска, есть речной паром. Он ходит каждый день, до 22 вечера. И если на другом берегу остались машины – обязательно вернется еще и заберет. Здесь же - паром счастливо прекращает ходить в 18 часов (к слову сказать, есть летнее расписание говорят, там есть шанс успеть на последний паром с электрички). Местные жители так же возмущаются графиком движения транспорта, по отчего-то винят в этом персонально губернатора. Однако, по прибытию мы не увидели нигде предложений – о переправе. Хотя, расстояние совсем небольшое. Паром идет всего полчаса. Ну, да ладно. Мы были готовы к этому, и забронировали жилье (по факту, нам все равно где-то надо было ночевать и особенно без разницы, в Листвянке, или где-то еще). Перед станцией п.Байкал – есть станция м.Баранчик. Это небольшая деревня, где мы сняли уютных домик, по цене 2000 рублей/сутки. Таких предложений в этой деревушке прилично, люди к туристам относятся хорошо, и ждут всех с нетерпением. Утром нас ждало начало основного маршрута. Но сначала – паром. Минут 30 пешком – и мы в порту. Пришли, конечно, значительно раньше, чтоб посмотреть на «всё вокруг».
Байкал – шикарен. Но всё что зависит от рук человека там, в порту– ужасно. Никто не ждал современной набережной, кафе на берегу, красивых зданий. Но, люди. Имейте совесть! Вы встречаете туристов со всей страны, и не только. На вас смотрят, вы часть этого места… Кругом валяется мусор (местный, это не туристы вам набросали доски, палки, бетонные блоки), никаких удобств (банально нет даже лавочки, для тех кто пришел на паром. Я молчу уже про стены от ветра и крышу над головой от дождя) А ведь там ездит кто-то каждый день. Местные ездят и в дождь и в холод. Неужели вам самим не стыдно от этого? Заросший бурьяном берег, вам губернатор должен своевременно косить? Сгорела пожарная часть, прямо в порту – мусор, обгоревшие доски, заброшенные здания без крыши, где уже даже деревья выросли выше стен – тоже губернатор должен убрать? Мы читали, что в п.Байкал есть достопримечательность – паровоз. Так вот, мы на него наткнулись случайно. Нам он не был интересен, у нас в каждом райцентре такая достопримечательность, но неужели нельзя поставить указатели? Видимо, это тоже обязанность губернатора. Особенно меня поразили высказывания местных продавщиц с рынка в Листвянке. С которыми мы ехали на этом пароме, а потом случайно встретились на рынке и разговорились. Говорят – не нравится – не приезжайте, к нам. Кстати, я видел такие высказывания от местных и в сети. Так, уважаемые, а с чего Вы взяли, что это всё Вам принадлежит? Почему Вы позволяете себе так относиться к национальному достоянию? Неужели Вам самим, не стыдно, в конце-концов… Мне было стыдно за Вас. Обидно за то что я видел. За то, во что Вы превратили всё то, что осталось Вам от СССР. Палец о палец никто не ударил. Приведите в порядок, пожалуйста, туристические места…
Ну да ладно, отвлекся я. На самом деле – не все так удручающе. Листвянка встретила нас вполне аккуратными улицами, домами. Однако, видимо губернатор тоже должен сделать набережную, поменять асфальт на тротуарах и тд… Многие в сети плачут по «старой Листвянке». Типа, вот, больше нет старых домов, всё застроили новоделом, везде наставили ларьков, кафе, гостиниц. Да. Везде наставили новоделов, ларьков и гостиниц. Да, все это совершенно беспорядочным образом выглядит. Но помилуйте, зачем Вам старые деревянные убогие домишки? Для чего их было сохранять? Те, которые остались сейчас в 90% случаев – не отражают никакой «красоты русской архитектуры и самобытности» это просто развалюхи. Байкал огромен. На его берегах 100% есть множество деревень, куда можно приехать и полюбоваться «самобытностью». А Листвянка – это туристические ворота Байкала. Да, нужно охранять, следить, убирать, контролировать. Но пусть она расширяется и строится. Пусть люди имеют возможность найти себе развлечение на любой вкус и кошелёк. Пусть. Ведь именно из-за отсутствия нормальных условий для отдыха – подавляющее большинство людей никогда не поедут на Байкал. Листвянка – это вытянутый вдоль берега Байкала посёлок. От края до края – около 5 километров. Мы прибыли в самое начало, невдалеке рынок, где мне продали 2 рыбки омуля по 250рублей за штуку… К слову – за рыбой и продуктами, стоило ехать на другой конец посёлка. Там, где стоит чертово колесо. Вся основная туристическая жизнь, там. Но тогда мы об этом не знали, остановились ждать маршрутку. Маршрутки ездят редко, однако на удивление оказалось, что любая «заказная» маршрутка, с удовольствием готова подбросить желающих, если есть место – по той же цене (30 рублей). Далее мы двигались на вторую часть плана нашего маршрута – Большая байкальская тропа.
Начинается эта тропа, в конце поселка. Поскольку территория вокруг Байкала – Национальный заповедник, на посещение тропы – нужно оформить разрешение (150 рублей с человека, плюс 100р палатка). Это можно сделать в самом начале тропы, однако, проще – на сайте заповедника. Это еще один случай, когда муниципальные органы просто паразитируют на обычных людях. Большая байкальская тропа – сделана силами простых людей. Волонтеров. Молодые девушки и ребята, лопатами и кирками проделали эту тропу по удобному маршруту. Во многих местах сделаны зоны отдыха, с лавочками, столиками, костровищами и крышей. По факту – создали центр притяжения туристов. А собирают деньги за это – левая организация. Причем, больше в этом – ничего не вкладывая. Не к чести туристов, стоит отметить – мусор который люди бросают на местах отдыха. Я просто поражаюсь, тащить в горы, в поход – воду, пиво, в стекле… ну у вас же хватило сил дотащить это сюда. Почему же бутылки надо тут бросить? Ситуация не критическая, нет. Но кто по вашему должен весь этот мусор увезти? Странные люди, конечно.
Я отдельно хочу сказать огромное СПАСИБО, всем тем, кто приложил свои силы в создание ББТ. Это огромный труд, и именно Ваши усилия, дают возможность увидеть красоты Байкала – любому, кто захочет надеть на себя рюкзак, взять палатку и шагнуть на тропу. Но муниципалитет, власти… фу-фу такими быть.
Тропа делится на 3 участка, мы были с ребенком 10 лет, и шли только первый участок, из Листвянки – до д.Большие Коты. И вот думается мне, что обратный маршрут – всё же предпочтительнее. Расскажу подробнее.
Итак, паром, поход на рынок, дорога – приводят к том, что на тропе мы оказались к 12 дня.
Изначально планировали мы 2 ночевки, однако погода корректировала планы, совершенно не хотелось ходить под дождём (этого точно не стоит делать! 10 раз подумайте). Но в первый день, было облачно. Дорога по большей части пути – проходит по лесу. Примерно первые 4 километра – подъем. Довольно сложный, хотя дорога ровная, без камней и веток – просто иди. Но в гору. Рядом почти всю дорогу – ручей. Мы пили из него воду, вполне хорошая, чистая. Можно было не брать воду с собой. На самом верху перевала – смотровая площадка, лавочки. Дул очень сильный ветер, а сама смотровая площадка – скорее просто место отдыха. Особого вида там нет. Вокруг деревья. После перевала – начинается длинный спуск по серпантину. Еще не известно, что было хуже – подъем или спуск. Обычные кроссовки не справились с постоянными «ударами пяток» во время спуска, и в конечном счете – колени под нагрузкой веса и рюкзака – запротестовали очень быстро. Однако, в конце серпантина, на берегу Байкала– волонтерами сделано первое место отдыха.
Там беседка с лавочкой и крышей, много места, где можно поставить палатку, прекрасный вид. Мы изначально планировали остановиться на ночлег там – быстро расположили лагерь, сварили уху из голов/хвостов купленного омуля (к слову – пелядь намного вкуснее. Омуль ваш – точно переоценен )) ) остаток дня – мы наслаждались тишиной леса, шумом волн, прекрасным видом Байкала и гор, чистым воздухом. То, за чем мы и ехали сюда. Ночью, на противоположном берегу видно огни поселков, закат – за горой, полюбоваться не получится. Скорее всего – и рассвет тоже. В нашем случае – утром было пасмурно. Байкал шумел большими волнами, мы не спеша собрали лагерь и двинулись дальше. Впереди нас ждала очередная транспортная стыковка, в 18 часов из д.Большие Коты – идет катер. Это единственный транспорт, который может доставить людей на «большую землю», не зная как выглядит тропа – мы совсем не хотели на этот транспорт опоздать.
Небольшой подъем серпантином в горку, после чего тропа идет недалеко от берега Байкала. Можно вдоволь любоваться красотой гор, красотой прозрачной воды (правда вода эта, очень уж внизу. Большая часть тропы идет по горам, довольно высоко). В целом, можно вполне идти бодро, тяжелых подъемов и спусков – нет. Заблудиться можно, только если уж специально этого захотеть. На всех важных точках есть указатели. Написано расстояние – сколько еще пути впереди. (К слову, как-то не очень совпадают эти расстояния с «внутренними ощущениями». По прибытию с тропы, мы шли по Листвянке почти 2 километра до места, где сняли жильё причем все время в гору. И прошли минут за 15. На тропе финальных 3 километра, по вполне себе грунтовой дороге – шли почти 3 часа.) попадаются опасные места. Гравийные осыпи, обвалы обрывы. Есть на тропе один участок, где тропа проходит вдоль обрыва. Довольно узкая тропа, и мы на всякий случай, шли по ней – обнявшись со скалой. Да. Еще есть медведь. Любопытный такой, небольшой (года 3) мишка. Нас он заметил раньше, чем мы его, сидел спокойно изучал двуногих, глядя из кустов, подпустив нас метров на 15. К счастью, он не оказался дружелюбным, не стал подходить к нам чтоб мы его покормили или погладили ))) И к еще большей радости, он оказался не враждебным, и с недовольным видом под наши крики и свист – удалился скачками прямо вверх, в гору. А потом сидя на вершине продолжал нас изучать. Мы не стали удовлетворять его любопытство, поспешили пройти побыстрее вперед. Как раз это был участок с обрывами, который заставил нас позабыть о прошлой опасности, перед лицом текущей.
Остаток пути – хоть на велосипеде. Небольшие подъемы, не крутые спуски.
Конечно, на тропе есть спуск к самому Байкалу. Все оборудовано перилами, лестницами (спасибо Вам еще раз, волонтёры). Мы бы поставили палатку на вторую ночёвку – где то на берегу, но как я уже говорил – погода обещала испортиться. Поэтому, погуляли по берегу. Зашли в леденющую воду (ну как не сделать это, побывав на Байкале?) и продолжили путь. Без особых приключений, наслаждаясь видами и природой мы, наконец, добрались до Больших Котов.
Снова мы оказались в ловушке, зависимости от муниципалитетов, ленивых людей или просто наплевательском отношении. Единственный магазин, где за огромные деньги можно что-то купить – на другом конце деревни. У причала, нас встретила местная мусорка, леденящий ветер и ни какого, хоть малейшего укрытия. Стоящая на причале ракета, которая через 3 часа должна везти нас (и может и не повезти) в Листвянку – не пускает пассажиров вплоть, до отправления. И всем плевать, что дождь, ветер, люди стоят на причале. Просто плевать. Более того, еще и нахамят что-нибудь. Ну сделайте вы навес, лавочку, хоть три стены. На берегу мусорка, и как будто заброшенный сарай с развалинами техники. Это всё под крышей… Для людей – ничего. Вот поэтому, я и считаю, что лучше поход на тропу начинать – в обратную сторону. Если получилось добраться до Больших Котов – то можно спокойно идти, не зависеть ни от кого. Правда, в этом случае, на финал останется тяжелый участок в виде затяжного серпантина. Стоит сделать привал в его начале, и выходить на него – с утра. С новыми силами.
Дождавшись, наконец, отправления, мы заплатили за билет (650 рублей) и полетели на ракете в Листвянку. На том самом катере, на котором планировали приехать из Иркутска и смотреть из окна на красоту. Окна те, из оргстекла, исцарапанные временем. Плохая идея через них хоть чем-то наслаждаться. Ну и замерзли мы ужасно, были совершенно без сил, и просто хотели уже добраться до дома.
Следующие несколько дней, мы провели в Листвянке, бродили по окрестностям, случайно попали в Долину Мечтателей. Интересное, очень красивое место, где можно поселиться в уютных домиках или комфортных юртах, просто побродить на природе по деревянным дорожкам, пройти по берегу быстрой речки. Поднимались на камень Черского, там красивый вид, смотровая площадка. Можно воспользоваться подъемником (600 рублей) а можно пешком – всего 1.3км по асфальтовой дороге. Там же – Байкальский музей.
Не чета музею в Слюдянке вход стоит 400 рублей, и еще 150, если хочется посмотреть VR фильм. Невдалеке местный предприниматель, замутил «музей мистической этнографии», где за тысячу рублей проведет вам экскурсию среди экспонатов, которые он сам делает, и прочитает истории, которые он сам напридумывал.
Вообще, конечно, мы были не в «сезон». Но туристов было все равно много. Везде. А местные – как то не очень активно принимали участие во всем этом. Особо не попадались предложения туристических походов, прогулок. Так как это бывает, скажем, в городах Краснодарского края, или Крыма. То, что мы смогли сами найти – в основном, очень дорого. Скажем, погружение с аквалангом – от 8 тысяч.
Поездка на Ольхон, в бухту Песчаную – от 6 тысяч с человека. При том, что там всю дорогу «ждут» паром и перевозчики. О том, как они ждут и рады всех видеть – мы уже были знакомы, поэтому оставили это на другой раз.
Еще Листвянка удивила отсутствием продуктовых магазинов. Их там всего два. Или три. Уж не знаю, где местные покупают продукты/хлеб. Посёлок довольно большой. Каждый день ходить за молоком/хлебом 4-5 км… ну такое себе удовольствие.
Наше путешествие подходило к концу, с утра мы поехали в Иркутск. Так хотелось посмотреть этот город, однако весь день, не прекращаясь, лил дождь. Мы бросили вещи в камеру хранения на жд вокзале (650 рублей за среднюю ячейку, куда спокойно вошли 2 туристических рюкзака, и еще один небольшой) и поехали на трамвае через весь город в музей «ледокол Ангара». Никто из местных так и не сказал нам, где/что красивого/интересного посмотреть и Иркутске, однако мы случайно попали в экспоцентр, где была как раз выставка народных промыслов. Ледокол Ангара на деле оказался совсем небольшой. С виду – баркас. Вход на него стоил 400 рублей. Однако, рядом новый парк, где есть кафе, магазинчики, вполне красивое место. Дождь лил не переставая, поэтому Иркутск получилось только посмотреть из окна трамвая. Который вернул нас на ЖД вокзал, где и началась наша дорога домой.
Вообще нам очень понравился Байкал. Там очень красиво и всякие мелкие трудности ничуть не испортили впечатление от поездки. Но вот это вот местное «не надо не приезжайте, туристы к нам»… это как то дико, что ли. Уважаемые местные сограждане. Не забывайте, Байкал не принадлежит только Вам. А губернатор Иркутской области… ну, возьмите уже триммер, скосите бурьян по берегам, уберите разваленные дома, строительный мусор, старые блоки/плиты. Местные говорят, что это именно Ваша обязанность.