Задумывались ли вы о том, как дух времени отражается в дизайне?
В архитектуре мы это видим с древнейших времён, иногда можно буквально "читать" эпоху по оставшимся от неё памятникам архитектуры. Но дух времени отражается и в иных областях. В том числе и в дизайне транспорта. До 20 века транспорт не отличался сильным разнообразием (в основном это были экипажи), а общественного транспорта до 19 века вообще практически не существовало как класса. Были лишь извозчики, которые выполняли роль примерно нынешних такси.
В 19 веке с его резким ростом промышленности, а как следствием — ростом урбанизации и механизации, многое изменилось. Появились сначала поезда, а потом и иной общественный транспорт в городах. Появились и автомобили вместо извозчиков. Давайте посмотрим, как менялся дизайн транспорта с течением времени!
Так, например, выглядел первый массовый автомобиль в мире Ford T, который выпускался в начале 20 века:
По дизайну видно, что он ещё похож на коляску для конного экипажа, поэтому их тогда ещё и называли "самобеглыми колясками".
А так выглядели паровозы начала 20 века:
Это паровоз серии А(б) — Брянского завода, 1907 года выпуска.
Выглядит немного нелепо. Даже фонари у него ещё ещё, вероятно, не электрические, а керосиновые или газовые.
Так выглядел первый (после конки) общественный транспорт в Москве — первый вагон электрического трамвая:
Тут видно, что к дизайну подошли довольно серьёзно: трамвай смотрится гармонично. Может, за исключением одной огромной фары впереди.
Прошли "ревущие двадцатые", пришли предвоенные 1930-е годы, и дизайн транспорта тоже заметно изменился. Такими стали автомобили:
Такими — паровозы:
К тому времени появлялись уже и дизель-поезда, правда, за океаном.
Их дизайн тоже в подобном стиле, который получит развитие и позже:
А в СССР тогда появились первые электропоезда, правда, их дизайн, скорее , относился ещё к 1920-м:
Такими в 30-е стали трамваи:
В тридцатые в Москве появились ещё и троллейбусы с метро.
Давайте посмотрим и на их дизайн тех лет:
А вот так выглядел первый поезд московского метро типа А:
Отгремела война, и дизайн транспорта снова изменился!
Особенно изменения стали заметны ближе к середине 50-х годов.
Они принесли динамичные образы с обилием хромированных деталей.
Так выглядели автомобили конца 1950-х начала 1960-х:
Подобный дизайн до сих пор считается "классикой", он действительно красив и не вызывает отторжения.
Послевоенные паровозы стали ещё более мощными, а дизайн их стал примерно таким:
Но эпоха пара к тому времени подходила к концу, и на их место приходили тепловозы, дизель- и электропоезда. Вот такими они были в 1950-х:
Первая массовая электричка ЭР-1 Рижского завода:
Электричка ЭР-10 Рижского завода:
Поезда метро стали такими:
Эпоха 60-х продолжила моду на округлые формы, только добавила больше света в салоны транспорта. Такими стали автобусы:
Троллейбусы тоже шли за ними вслед:
Но в 1970-е "застойные" моду стали менять на угловатые формы — под стать времени:
Этот дизайн царствовал все 80-е и начало 1990-х, а ближе к началу 2000-х мода снова начала склоняться к более округлым формам, но с более агрессивными деталями — тоже дань эпохе:
И всё же несмотря на более агрессивный дизайн тогда ещё у транспорта сохранялось некое "лицо" при взгляде спереди.
К концу 2010-х и началу 2020-х же мы пришли к дизайну, когда у техники больше нет лица, а, скорее, некий звериный оскал:
Ну а апофеозом подобного агрессивного "злобного" античеловечного дизайна я бы назвал этот поезд метро:
Сравните его, к примеру, с дизайном из 1960-х:
И без слов станет понятен дух каждой эпохи.
При этом да — внутри современного транспорта вроде бы комфортнее, чем в транспорте прежних эпох. Однако чего-то перестало хватать.
Я бы сказал — человечности. И это сразу видно по "лицу" транспорта.
А вы что думаете по этому поводу?
#метро #трамвай #троллейбус #автомобили #поезда #вагоны #транспорт #москва #дизайн #духвремени
=================================================