Найти тему
Другая Москва

Дух времени в дизайне транспорта.

Задумывались ли вы о том, как дух времени отражается в дизайне?
В архитектуре мы это видим с древнейших времён, иногда можно буквально "читать" эпоху по оставшимся от неё памятникам архитектуры. Но дух времени отражается и в иных областях. В том числе и в дизайне транспорта. До 20 века транспорт не отличался сильным разнообразием (в основном это были экипажи), а общественного транспорта до 19 века вообще практически не существовало как класса. Были лишь извозчики, которые выполняли роль примерно нынешних такси.

В 19 веке с его резким ростом промышленности, а как следствием — ростом урбанизации и механизации, многое изменилось. Появились сначала поезда, а потом и иной общественный транспорт в городах. Появились и автомобили вместо извозчиков. Давайте посмотрим, как менялся дизайн транспорта с течением времени!

Так, например, выглядел первый массовый автомобиль в мире Ford T, который выпускался в начале 20 века:

Ford T.
Ford T.

По дизайну видно, что он ещё похож на коляску для конного экипажа, поэтому их тогда ещё и называли "самобеглыми колясками".

А так выглядели паровозы начала 20 века:

Паровоз АБ-132 (с 1912 года — Б51) на фотографии Сергея Прокудина-Горского.
Паровоз АБ-132 (с 1912 года — Б51) на фотографии Сергея Прокудина-Горского.

Это паровоз серии А(б) — Брянского завода, 1907 года выпуска.
Выглядит немного нелепо. Даже фонари у него ещё ещё, вероятно, не электрические, а керосиновые или газовые.

Так выглядел первый (после конки) общественный транспорт в Москве — первый вагон электрического трамвая:

Первый электрический трамвай Москвы в Бутырском депо, фото начала 20 века.
Первый электрический трамвай Москвы в Бутырском депо, фото начала 20 века.

Тут видно, что к дизайну подошли довольно серьёзно: трамвай смотрится гармонично. Может, за исключением одной огромной фары впереди.

Прошли "ревущие двадцатые", пришли предвоенные 1930-е годы, и дизайн транспорта тоже заметно изменился. Такими стали автомобили:

Такими — паровозы:

К тому времени появлялись уже и дизель-поезда, правда, за океаном.
Их дизайн тоже в подобном стиле, который получит развитие и позже:

Дизель-поезд "Green Diamond", США, конец 1930-х.
Дизель-поезд "Green Diamond", США, конец 1930-х.

А в СССР тогда появились первые электропоезда, правда, их дизайн, скорее , относился ещё к 1920-м:

Такими в 30-е стали трамваи:

В тридцатые в Москве появились ещё и троллейбусы с метро.
Давайте посмотрим и на их дизайн тех лет:

Троллейбус "ЛК-34" (Лазарь Каганович).
Троллейбус "ЛК-34" (Лазарь Каганович).

А вот так выглядел первый поезд московского метро типа А:

Первый поезд московского метро типа А на станции "Партизанская".
Первый поезд московского метро типа А на станции "Партизанская".

Отгремела война, и дизайн транспорта снова изменился!
Особенно изменения стали заметны ближе к середине 50-х годов.
Они принесли динамичные образы с обилием хромированных деталей.
Так выглядели автомобили конца 1950-х начала 1960-х:

Подобный дизайн до сих пор считается "классикой", он действительно красив и не вызывает отторжения.

Послевоенные паровозы стали ещё более мощными, а дизайн их стал примерно таким:

Паровоз П-36 по прозвищу "Генерал".
Паровоз П-36 по прозвищу "Генерал".

Но эпоха пара к тому времени подходила к концу, и на их место приходили тепловозы, дизель- и электропоезда. Вот такими они были в 1950-х:

Первая массовая электричка ЭР-1 Рижского завода:

Электричка ЭР-10 Рижского завода:

Электропоезд ЭР-10 Рижского завода.
Электропоезд ЭР-10 Рижского завода.

Поезда метро стали такими:

Вагон метро "Д" образца 1950-х годов.
Вагон метро "Д" образца 1950-х годов.

Эпоха 60-х продолжила моду на округлые формы, только добавила больше света в салоны транспорта. Такими стали автобусы:

Троллейбусы тоже шли за ними вслед:

Но в 1970-е "застойные" моду стали менять на угловатые формы — под стать времени:

Автомобиль ВАЗ-2106 производства 1970-х.
Автомобиль ВАЗ-2106 производства 1970-х.
Электропоезд ЭР-22В Рижского завода, 1970-е годы.
Электропоезд ЭР-22В Рижского завода, 1970-е годы.
Автобус "Икарус-280".
Автобус "Икарус-280".
"Номерной" вагон метро.
"Номерной" вагон метро.
Автобус "ЛИАЗ-5256" разработки конца 1970-х.
Автобус "ЛИАЗ-5256" разработки конца 1970-х.

Этот дизайн царствовал все 80-е и начало 1990-х, а ближе к началу 2000-х мода снова начала склоняться к более округлым формам, но с более агрессивными деталями — тоже дань эпохе:

Поезд метро "Ока" дизайна конца 2000-х.
Поезд метро "Ока" дизайна конца 2000-х.

И всё же несмотря на более агрессивный дизайн тогда ещё у транспорта сохранялось некое "лицо" при взгляде спереди.

К концу 2010-х и началу 2020-х же мы пришли к дизайну, когда у техники больше нет лица, а, скорее, некий звериный оскал:

Электробус "КАМАЗ-6282".
Электробус "КАМАЗ-6282".

Ну а апофеозом подобного агрессивного "злобного" античеловечного дизайна я бы назвал этот поезд метро:

Поезд метро "Москва-2020" дизайна конца 2010-х.
Поезд метро "Москва-2020" дизайна конца 2010-х.

Сравните его, к примеру, с дизайном из 1960-х:

Поезд метро "Еж" дизайна конца 1960-х.
Поезд метро "Еж" дизайна конца 1960-х.

И без слов станет понятен дух каждой эпохи.

При этом да — внутри современного транспорта вроде бы комфортнее, чем в транспорте прежних эпох. Однако чего-то перестало хватать.
Я бы сказал — человечности. И это сразу видно по "лицу" транспорта.
А вы что думаете по этому поводу?

#метро #трамвай #троллейбус #автомобили #поезда #вагоны #транспорт #москва #дизайн #духвремени

=================================================

Авторская экскурсия "Удивительное Замоскворечье: "провинция в центре Москвы". Стрельцы, купцы, толмачи, татары и масоны!"
Dr. Moskauer13 мая 2022
Выставка редких вагонов московского метро.
Dr. Moskauer18 мая 2023
Авторская экскурсия по Ивановской горке. "Москва живая и настоящая. От трущоб Хитровки до современных арт-пространств."
Dr. Moskauer27 апреля 2023
Большая Кольцевая линия метро Москвы. История и современность.
Dr. Moskauer11 апреля 2023
Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — Рижская.
Dr. Moskauer24 мая 2022
Путешествие во времени по Москве прошлого по следам трамвайных маршрутов. От Каланчёвской до Крестьянской заставы.
Dr. Moskauer16 мая 2022