Впрочем, это началось даже раньше, когда я только ждала рождения второго ребёнка...
Мне действительно было как-то... неудобно: в школе и так учителей не хватает, а тут я в декрет собралась - завуч по учебно-воспитательной работе... И потому, когда меня попросили выйти на работу с нового учебного года, я не раздумывая ответила на эту просьбу согласием. Сыну на тот момент было семь месяцев.
А когда готовилась к рождению третьего ребёнка, уже в полной мере осознала, насколько я перед обществом виновата. Во-первых, снова не буду работать, тогда как другие за меня вкалывают. Хотя, если подумать, то почему "за меня"? Каждый ведь получает зарплату за выполнение своих обязанностей. Мою нагрузку бесплатно никто никому не наваливал.
Во-вторых, семья получила статус многодетной, хоть я его и не оформляла долгое время. А этот статус априори являлся тогда (да и сейчас, пожалуй, является) чем-то вроде позорного клейма. Хотя никаких преференций в то время многодетность нашей семье не принесла. Но ведь ТРОЕ детей - это же не просто так, это ведь ради чего-то. Так рассуждали многие, с кем доводилось обсуждать эту тему. И мало кто верил, что мне просто ХОТЕЛОСЬ быть матерью нескольких деток.
А уж когда окружающие, включая родственников, узнали, что и четвёртый ребёнок появится... Я не успевала оправдываться за свою "неудержимость"...
Особенно неуютно я чувствовала себя, когда нужно было воспользоваться общественным транспортом. Максимально старалась каждый раз не обременять других пассажиров своим присутствием, не занимать места, предназначенные для более... адекватных граждан. Не всегда получалось, увы.
Опять же, если заходила речь о работе, только ленивый не высказал предположения, что детей я родила, чтобы благополучно сидеть дома и ничего не делать. А когда я вышла-таки на работу (младшей дочери было полтора года), некоторые ехидно усмехались: значит, надоело своими детьми заниматься, раз сбежала к чужим (на тот момент из школы я ушла в детский сад, потому как только при этом условии смогла пристроить туда Юльчу).
И вот спустя почти семь лет рождается Тимофей... И снова я стала виноватой. Перед всеми: перед работодателем, перед честными налогоплательщиками, перед случайными попутчиками в транспорте...
Нет, каких-то откровенных претензий я не слышала. Но чувствовала свою вину постоянно. Хотя уже начала приобретать некий иммунитет в этом плане.
Окончательно обросла толстой, непробиваемой кожей только после рождения шестого ребёнка. И уже никакой вины не чувствовала. Хотя как раз тогда определённые "плюшки" наша семья стала получать.
И вот сейчас старшие четверо детей выросли. Работают. А те, кто раньше удивлялся, зачем я рожаю, уже не задают подобных вопросов.
Прошла бы я заново этот путь, если б знала, насколько виноватит общество многодетных матерей? Да, прошла бы. Только уже с гордо поднятой головой.
Потому что никакая работа, никакие иные социальные роли не приносят настолько ощутимого удовлетворения женщине, как роль матери. Сейчас я это ощутила сполна.