1,8K подписчиков

Самые важные реформы государственного управления Петра I

256 прочитали

Последний русский царь и первый Император Всероссийский Пётр I по праву считается одним из наиболее ярких правителей в истории России. Сегодня, 9 июня 2023 года исполняется 351 год со дня его рождения.

И тема этой статьи, как вы уже догадались, связана с именем Петра I. На его счету множество реформ. Давайте остановимся на том, как он изменил сферу государственного управления.

Упразднение Боярской думы и учреждение Сената

Изменения в центральном и местном управлении Пётр I осуществлял на протяжении всего своего правления. Целью реформ была централизация власти и оптимизация системы управления для укрепления государства и формирования абсолютной власти монарха.

В самом начале своего царствования Пётр столкнулся с неповоротливой бюрократией Боярской думы, что плохо сказывалось на эффективности работы.

Первое время Пётр упразднял приказы или менял их на новые. В 1699 году появилась Ближняя канцелярия. Её задачей был контроль административной и финансовой деятельности государственных учреждений.

Постепенно Ближняя канцелярия превратилась в место собрания Консилии министров — высшего правительственного органа, в который входили и лица небоярского происхождения.

С 1704 года регулярных заседаний Боярской думы не проводилось, новых назначений на должности не производилось ещё с 1699 года и фактически дума перестала существовать.

Указом от 22 февраля 1711 года был учрежден новый орган — Правительствующий сенат, членов которого назначал сам Пётр. С появлением Сената перестали существовать Ближняя канцелярия и Консилия министров.

По Указу Сенат должен был замещать царя во время его нахождения в военных походах. Позднее задачи и функции нового органа были детализированы ещё двумя указами.

Заседание Сената при Петре I в Екатерингофском дворце (худ. Кардовский Д. Н.)
Заседание Сената при Петре I в Екатерингофском дворце (худ. Кардовский Д. Н.)

Сенат осуществлял судебную и судебно-организационную деятельность, контролировал финансы и налоги, обладал внешнеторговыми и кредитными полномочиями.

Каждое решение обсуждалось коллегиально и принималось в первое время единогласно. С 1714 года решения в Сенате стали принимать уже большинством голосов.

Указом 1722 года «О должности Сената» этот орган получил право на издание собственных указов. Расширилась его законосовещательная деятельность.

В том же 1722 году для контроля за Сенатом Пётр ввел должность генерал-прокурора, который подчинялся непосредственно императору.

В результате Сенат стал высшим органом центрального управления.

Создание системы коллегий

С конца 1717 года стала складываться система коллегий, которые заменили многочисленные приказы. Коллегии имели чёткое разграничение функций и обязанностей их должностных лиц.

Некоторые коллегии были сформированы на основе нескольких бывших приказов. Например, Юстиц-коллегия объединила семь ранее существовавших приказов.

В декабре 1718 года был принят реестр коллегий:

  1. Иностранных дел (внешняя политика);
  2. Камер (сбор доходов государства);
  3. Юстиции (высший суд);
  4. Ревизионная (контроль бюджета);
  5. Военная (сухопутная армия);
  6. Адмиралтейская (военный флот);
  7. Коммерц (внешняя торговля);
  8. Штатс-контора (ведение государственных расходов);
  9. Берг-Мануфактур (горнодобывающая и промышленная).

В 1720 году на правах коллегии был создан Главный магистрат для координации деятельности всех магистратов — органов городского самоуправления.

В 1721 году образована Вотчинная коллегия для решения земельных вопросов, а Берг-Мануфактур коллегия разделена на две отдельные — Берг (горнодобыча) и Мануфактур (промышленность).

Систему коллегий отличали от системы приказов чёткое распределение функций каждого ведомства, разграничение компетенции и сфер государственного управления, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в одном учреждении.

Портрет Петра I, 1770 год (худ. Антропов А. Т.), фрагмент картины
Портрет Петра I, 1770 год (худ. Антропов А. Т.), фрагмент картины

Реформа государственного и территориального устройства

Петру досталось от предшественников неудобное территориальное устройство страны с точно неучтенным количеством разрозненных территорий — уездов, волостей, воеводств и городов.

Укрепление власти требовало оптимизации и упорядочения территориального устройства России.

Для лучшей управляемости в 1707 году территория России была поделена на восемь губерний. Губернии делились на провинции, а провинции — на уезды.

Во главе губерний стояли назначаемые царём губернаторы, а в Санкт-Петербургской и Азовской губерниях — генерал-губернаторы. Основным административным, финансовым и судебным органом каждой губернии была губернская канцелярия.

В 1719 году проведена вторая реформа государственно-территориального устройства. Губернии разделили на 45 провинций. Каждая провинция управлялась отдельно от губернии и подчинялась центру. Во главе провинции был воевода с широким кругом полномочий в административной, финансовой, полицейской и судебной областях.

Губернии на своих территориях объединили суд и вооруженные силы. Тем самым они стали военными и судебными округами.

Провинции поделили на дистрикты с составом около 2 тыс. дворов. Возглавлял дистрикт земский комиссар с теми же финансовыми, политическими и хозяйственными функциями, что и у воеводы в провинции.

Такая трехуровневая система административно-территориального деления просуществовала до губернской реформы 1775 года.

Уважаемые читатели! Если статья была для вас интересной, пожалуйста, поставьте лайк этой статье. Если интересна история права, то подпишитесь на канал.

Читайте другие материалы о петровской эпохе:

Тайная канцелярия Петра I и дело царевича Алексея
Время и Право4 апреля 2018
Доносительство как норма в Петровскую эпоху
Время и Право6 апреля 2018
Как крестьяне доносили на помещиков по «слову и делу» и чем это заканчивалось?
Время и Право9 апреля 2018

С уважением, Альберт Садыков (09.06.2023). Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы не пропускать новые материалы и быть в курсе новостей в мире права.