Когда мы отъехали от впечатливших нас Сырных скал, о которых я писала здесь:
Наш водитель Андрей спросил, хотим ли мы посмотреть старинный храм в горах. Об этом можно было и не спрашивать – конечно, хотим!
Это Шоанинский храм, о котором мы ничего не слышали. Но пока мы ехали, Андрей нам рассказал о нем. Храм был воздвигнут в конце X века, когда Византия занималась на Кавказе активной миссионерской деятельностью. Строили храм зодчие Абхазии, поэтому позже мы убедились, что он действительно похож на те, что мы видели там.
Почему именно на этом месте? С древних времен здесь, высоко в горах, находилось одно из святилищ богатырей-нартов. Христианские миссионеры старались строить храмы именно в местах расположения языческих святилищ и прочих почитаемых мест, так как это, как считалось, символизировало победу истинной веры над суеверием и язычеством.
Шоанинский храм построен в классическом византийском стиле. Это крестово-купольное строение имеет размеры 12,9 на 8,9 метра и сложено из местного камня. Посвящен храм Георгию Победоносцу.
Мы ехали по Военно-Сухумской дороге. За разговорами подъехали к подножию горы, к началу дороги, ведущей вверх.
Дорога вполне нормальная, доехали почти до места, где начинается территория храма. А она немаленькая.
Неподалеку – информация о храме.
Дальше к храму мы поднимались пешком. Ниже фото дорожки, сделанное в ее верхней части.
Дорога шла мимо разрушенного монастыря, от которого остались только стены.
Вот и храм, наконец. Возле него руины еще одного здания.
Когда-то храм процветал. Он располагался хоть и на горе, но в густонаселенном месте, где проходили торговые пути и жизнь била ключом. Об этом говорят постройки на склоне горы, от которых, правда, остались только руины. Потом, когда торговля сошла на нет, местные аулы пришли в упадок, население разбрелось и храм пришел в упадок.
Возрождение началось в XIX веке, когда при Александре II малоземельным крестьянам здесь стали раздавать землю и сюда переселились осетины. К слову, инициатором переселения был Леван Хетагуров, отец знаменитого осетинского поэта Коста Хетагурова. А село у подножия горы так и называется – село Коста Хетагурова.
А от монастыря, стоящего ниже, остались только стены.
Вот и храм. Выглядит крепким и солидным.
Правда, внутри он довольно мрачный. Раньше стены были каменные (как это обычно у абхазов, которые и строили храм), но в XIX веке его оштукатурили. Штукатурка облезает. Не только потому, что сделано плохо. Храм не отапливается, зимой в нем очень холодно, и это тоже влияет на сохранность отделки.
На стенах висят иконы.
В одном из нефов также висят фотографии, повествующие об истории храма.
Как ни странно, храм действующий. Правда, частично. Здесь нет постоянного священника, но по праздникам, а также для проведения свадеб или литургий сюда привозят священнослужителей из местного прихода.
У храма вход с одной стороны, а выход с другой, напротив. Там дорожка ведет к беседке, расположенной на другой вершине. Пройти по такой дорожке непросто.
Зато какие виды открываются! И на храм, стоящий на другой вершине.
И на село внизу, окруженное горами.
Беседка небольшая. По сути, крыша на столбах. Но под этой крышей висит колокол. Нужно встать, загадать желание и ударить в висящий над головой колокол.
Конечно, мы всей нашей компанией по очереди постояли под колоколом.
Я уже упоминала, что храм посвящен Георгию Победоносцу, а местные зовут его Уастырджи. Под скалой с беседкой стоит камень с изображением этого народного героя.
Мы с пустились с горы к селу Коста Хетагурова и, проехав немного по дороге, оказались у реки Кубань.
Здесь Андрей сделал небольшую остановку и мы прогулялись по подвесному мосту.