2023 - Год педагога и наставника

Неудивительно, что нынешний год назван «Годом педагога и наставника». Именно учитель всю свою деятельность посвящает тому, что является наставником для своих учеников. Поэтому именно учитель владеет инструментами, которые помогут качественно и экологично пройти профессиональный путь, кажущийся трудным и долгим. Сейчас наставники нужны не только для профессионального роста, но и для личностного развития, и для психологической поддержки.

Мое наставничество началось почти двадцать лет назад, когда я еще была молодым педагогом. Имея педагогический опыт работы в несколько лет, я стала руководителем городского и районного методического объединения учителей английского языка. Сейчас удивляюсь, что не испугалась этой должности. Ведь надо было в одночасье стать ответственной за организацию методической работы более 100 коллег. Думаю, за этой смелостью был огромный интерес и желание, а также наличие наставника в лице опытного методиста Управления образования Гараевой Глиры Хайдаровны.

Оценивая сейчас свой двадцатилетний опыт наставника, осознаю, как изменилась культура наставничества за этот период. Ядром всегда было, есть и будет развитие профессиональных компетенций наставляемого, передача педагогического опыта, получение обратной связи от наставников, анализ сильных и слабых сторон, своевременное получение помощи, повышение самоуважения, уверенности в себе и позитивного отношения к деятельности, снижения риска профессионального выгорания, освоение современных образовательных технологий и внедрение их в образовательный процесс. Но трансформировались и формы работы с наставляемыми, изменялись масштаб и скорости.

Очные семинары и конференции, печатные статьи и публикации, конкурсы и проекты, самым высоким уровнем распространения которых был уровень республики, перерастали в международные проекты. Наставнику важно расти самому, чтобы рос его наставляемый. В 2007 году, выиграв российско-американский конкурс, я стажируюсь в университете Пурдью города Вест- Лафайет. В 2008 году с ответным визитом в Альметьевск приглашаем американского учителя. Организуем мастер-классы, семинары с его участием, с участием коллег из соседних регионов и альметьевских коллег, с участием наших и американских учеников. Тогда это было просто грандиозное событие для небольшого города как Альметьевск. Результатом работы становится создание интернет – пространства, в котором был продолжен международный проект.

В 2012 Грант Правительства Республики Татарстан «Алгарыш» начинает новый виток. Ежегодно несколько десятков лучших учителей английского языка, большинство из которых являются наставниками, стажируются в языковых школах Великобритании и США. Вернувшись в свой город и село, они объединяются и проводят слеты алгарышевцев: делятся опытом с коллегами, помогают выстраивать индивидуальные маршруты профессионального развития.

В 2016 году грант «Поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан» дал возможность попробовать наставничество с новой стороны. Если раньше я работала только с учителями иностранных языков, то выиграв данный грант в номинации «Учитель- эксперт», я курировала учителей других предметов. Были реализованы 9 проектов учителей физики, математики, технологии, татарского и английского языков из Альметьевского, Лениногорского и Бавлинского районов. Интернет портал, разработанный для данного гранта, позволял оказывать методическую помощь при планировании проекта, осуществлять еженедельную обратную связь, посещать и анализировать мероприятия, предлагать варианты популяризации деятельности учителей. Мастер-классы данных педагогов получали положительную оценку и отклик у педагогического сообщества, учеников и родителей.

В 2019 - 2020 учебный год становится поворотным в осознании того, что существуют новые пути по работе с наставляемыми коллегами. В начале учебного года становлюсь обладателем республиканского гранта профессионального роста в номинации «Учитель – наставник». Разрабатываю проект, основываясь на успешном опыте участия в конкурсе «Учитель года». Цель проекта «Сайт каждому учителю», https://teacherssite3.wixsite.com/mysite - помочь коллегам создать свой учительский сайт. Работу начинаем с коллегами осенью 2019 года. Понимаю, что часто собирать и обучать учителей очно, не получается: учителя городские и сельские, о загруженности учителей можно и не говорить. Тут находится решение: снимать видеоролики и транслировать их через Ютуб. Участники проекта были рады такому способу обучения. А в марте 2020 года с началом карантина стало понятно, что профессиональная судьба подготовила нас к дистанционному обучению. К концу учебного года 16 учителей создали свои сайты. Совместно с Управлением образования Альметьевского муниципального района был проведен муниципальный конкурс “Лучший сайт учителя”. И все это было осуществлено в условиях пандемии.

Опыт создания сайта, ведение онлайн -проекта для учителей, создание видеороликов к дистанционным урокам для учеников я распространила на республиканском уровне на курсах повышения квалификации учителей иностранных языков и федеральном уровне на дизайн - сессии в рамках федерального инновационного проекта «Учитель 2.0: Современный педагог и вызовы времени».

Нынешнюю свою миссию в качестве наставника вижу в помощи учителю в развитии в профессиональном плане, развитии его личностных качеств, коммуникативных и управленческих навыков. Новый виток в реализации этого вижу через масштабирование своего педагогического и наставнического опыта в сообществе «Английский легко и вкусно» в социальной сети ВКонтакте, https://vk.com/public220310315.

Приятно, когда твои наставляемые учителя адресуют теплые слова благодарности. И когда эти слова звучат часто... Приятно, когда твои бывшие ученики выбирают путь учителя, и после окончания университета становятся школьными учителями, репетиторами, языковыми блогерами. И ты вновь работаешь с ними. Теперь для них ты - педагогический наставник!

 Неудивительно, что нынешний год назван «Годом педагога и наставника». Именно учитель всю свою деятельность посвящает тому, что является наставником для своих учеников.

Гарвард, Кэмбридж, Бостон, 2012