3,9K подписчиков

«Доктор Пух»: как живёт и продвигается франшиза ветеринарных клиник в России

Рассказывает Анатолий, сооснователь ветеринарной клиники «Доктор Пух»
Рассказывает Анатолий, сооснователь ветеринарной клиники «Доктор Пух»

Как всё начиналось

«Доктор Пух» — это не первый мой бизнес. За 10 лет предпринимательства я построил сеть из восьми фитобаров, школу скорочтения и развития интеллекта, а ещё управлял сетью школ иностранных языков. Эти бизнесы я продал и переехал в Москву. Здесь меня пригласили быть наставником в бизнес-школе, и спустя два года я стал лучшим по приросту чистой прибыли у учеников. Андрей, мой будущий партнёр, изначально был одним из них. Тогда он ещё работал главным ветеринаром в найме. Андрей предложил мне инвестировать в свою клинику, и я согласился, хотя раньше отказывался от таких предложений.

Он по-человечески мне понравился, мы примерно одинаково смотрим на мир, у нас похожие ценности и интересы. К тому же он как специалист — один из лучших в области хирургии и ортопедии. Я увидел в нём большой потенциал. Договорились, что я буду отвечать за маркетинг и продажи, а он станет главврачом.

Анатолий и его партнёр Андрей
Анатолий и его партнёр Андрей

Идея открыть ветклинику понравилась мне ещё и потому, что я очень люблю животных и природу. Моя мама — зоотехник по образованию, работала в Карагандинском зоопарке. В детстве я ходил в клетку к тиграм, играл с ними. Да и дома у нас всегда было много животных.

Про «Доктора Пуха»

Первую ветклинику в Московской области мы открыли в апреле 2019 года. Сегодня это сеть из пяти клиник. С первого месяца мы вышли в чистую прибыль, потому что ещё до открытия использовали все возможные каналы маркетинга. И буквально через четыре месяца после открытия нам стало тесно в первом помещении, так много клиентов было. В итоге осенью 2019-го мы переехали в новое помещение, где находимся до сих пор. С нуля сделали ремонт, построили стены.

В скором времени наняли новых сотрудников: ветеринаров, ассистентов, администраторов. Постоянно в главной клинике работают 15 человек. Со временем купили нужное дорогостоящее оборудование: рентген, ультразвуковой аппарат, гастроэндоскоп и другое. Получили лицензии. В 2020 году мы упаковали бизнес во франшизу и постепенно открыли больше клиник — в Долгопрудном, в Ижевске, в Пермском крае и в Орле. Они получили популярность в своих городах, в том числе благодаря Яндекс Бизнесу. Хотя в ветеринарии франшиза — это, конечно, уникально.

Знакомьтесь: очаровательные пациенты клиники
Знакомьтесь: очаровательные пациенты клиники

Наша клиника — одна из лучших в области хирургии, ортопедии и онкологии среди подмосковных клиник. У нас в штате есть кандидаты ветеринарных наук. Делаем операции на головном мозге, убираем опухоли, ставим спинальников на ноги. Ещё предоставляем услуги груминга, передержки животных, ветеринарной аптеки, выездной ветеринарной службы.

Плотно сотрудничаем с Можайским техникумом. Будущие ветеринары из него ездят к нам на стажировки. Совместно с их руководством открыли свой учебный центр, в котором отучились уже три ветеринара из нашей клиники. Кроме того, нашу команду часто приглашают в соседние регионы на лечение крупных животных — например, верблюдов, яков, лошадей и оленей.

Сложности

Бизнес занимает много времени. Из-за этого на меня ворчит супруга — я даже ночью могу проснуться и написать команде задачи. Бизнес — это продолжение меня, я этим живу 24/7, это мой «ребёнок». Сейчас из-за получения третьего высшего образования приезжаю домой ещё позже. Но я стал больше делегировать. Мы сильно расширились, поэтому у меня появился ассистент, есть много удалённых сотрудников.

Самое тяжёлое в этом бизнесе для меня — работа с сотрудниками-ветеринарами. Они профессионалы, но стремятся как можно меньше времени проводить с клиентами и как можно больше — с пациентами. Я постоянно им говорю, что мы обязаны отвечать даже на самые странные вопросы, рассказывать клиентам как можно больше. В плане клиентского сервиса нам есть куда расти, мы этим занимаемся.

Гордости

Мы помогли уже более 11 000 пациентам. Приезжают на операции не только из Москвы и области, но и из соседних регионов. За онлайн-консультациями обращаются люди из Франции, с Багамских островов, из Воронежа, Якутии, Тувы — присылают анализы и просят скорректировать их лечение, когда оно не помогает. У нас высокий уровень профессионализма. Ещё гордимся тем, что у нас высокие оценки в Картах: 4,9–5,0.

Про продвижение

Забавная история. Весной 2019 года мы решили вложиться в офлайн-рекламу, делали это впервые. Купили большой плакат в ж/д переходе в Голицыно, в пяти минутах ходьбы от клиники, стоило это больше 50 000 рублей. За три месяца с неё пришло всего две бабушки с котами на осмотр. Всё, больше никого. А там каждый месяц проходимость — более 500 000 человек.

С тех пор мы делаем упор на онлайн: продвигаемся с Яндекс Бизнесом, в соцсетях, геосервисах, через SEO сайта, раздаём листовки и так далее. Периодически работаем с местными блогерами, размещаем посты в местных пабликах.

Про Яндекс Бизнес

Рекламой в Яндекс Бизнесе мы начали пользоваться в октябре 2022 года. Раньше закидывали в него 20 000 или 30 000 рублей, а потом удвоили бюджет. Недавно оплатил 60 000 рублей на три месяца — и остался доволен. Сейчас Яндекс Бизнес приносит нам около 400 звонков в месяц. Среди них есть постоянные клиенты, но приходит и много новых. Ранее отдельно использовали Яндекс Директ, но сейчас Яндекс Бизнес закрывает все наши потребности. Кроме того, я продолжаю заниматься консалтингом предпринимателей в области маркетинга и продаж, и моим клиентам реклама Яндекс Бизнеса также приводит много клиентов.

За девять месяцев продвижения Яндекс Бизнес привёл в главную клинику больше 1 800 целевых клиентов, каждый стоил около 38 рублей.

Результаты за 9 месяцев продвижения
Результаты за 9 месяцев продвижения

В Яндекс Бизнесе можно посмотреть статистику по действиям пользователей в Картах. Чаще всего после рекламы до нас строят маршрут, звонят или переходят на сайт.

Действия пользователей в Картах за 9 месяцев продвижения
Действия пользователей в Картах за 9 месяцев продвижения

Наш профиль в Картах заполняет бизнес-ассистент под моим руководством. Раз в две недели добавляем новые фото, раз в неделю отвечаем на отзывы. Из дополнительных функций пользуемся товарами опубликовали максимальное количество, это 1 000 штук. И акций мы перепробовали много. Выкладываем истории и про акции, и про пациентов, и с фотографиями животных.

Из-за нашего расположения у бизнеса есть сезонность. Главная клиника находится в Голицыно, и наши основные клиенты приезжают из радиуса 30 км. В этом районе много частных домов, в которых живут только летом, и с майских праздников начинается большой приток москвичей. Пробуем выравнивать сезонность: вкладываем больше денег в рекламу в геосервисах, и она приносит результат.

Хочу отметить, что на Яндекс Бизнес нужно потратить время только один раз: заполнить все данные в карточке. А потом в неделю на работу с Яндекс Бизнесом уходит до 15–30 минут, чтобы залить 10 новых фото, ответить на отзывы, посмотреть статистику. Это уникальный канал продвижения, потому что его не нужно ежедневно мониторить и следить за тем, чтобы бюджет не слился.

Конечно, для повышения эффективности рекламы от Яндекс Бизнеса нужно следить за карточкой организации, рейтингами, отзывами. Нельзя плохие отзывы оставлять без ответа, нужно развёрнуто отвечать на них со всеми доказательствами.

Совет предпринимателям

Мой совет коллегам — не бояться предпринимать. У нас острый дефицит решительных людей. Если будете пробовать, то количество ваших попыток рано или поздно перерастёт в качество. Не бойтесь! Учитесь и развивайтесь, чтобы снизить риски. Мне 33 года, я всё время учусь и призываю к этому сотрудников. У наших ветеринаров даже в KPI это учтено: они получают бонусы за ежемесячное повышение квалификации.

Учиться нужно постоянно — маркетингу, продажам, услугам. После универа учёба только начинается!