В одном из самых известных зданий Санкт -Петербурга расположен театр с многолетней историей, на протяжении 40 лет носящий имя своего знаменитого руководителя.
Дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы (Дом торгового товарищества "Братья Елисеевы") был построен в 1904 году архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским. Здание было построено в стиле венского модерна. В Санкт -Петербурге можно встретить только несколько зданий, построенных в этом стиле, среди них- дом компании "Зингер" и здание Екатерининского собрания.
На первом этаже Дома торгового товарищества "Братья Елисеевы" расположился ставший знаменитым на весь мир продуктовый магазин. Второй этаж занимал Концертно-театральный зал. Сохранилось его описание:
"Зал состоял из партера и двух балконов на четыре ложи, был богато отделан в светло-желтых тонах, массивная белая мебель обита зеленым плюшем, сцена невысокая и неглубокая. Сообщалось, что акустика не вполне удовлетворительна: слышно было хорошо, но пропадали полутона речи. В зале имелось 480 мест - 11 рядов кресел и 9 рядов стульев по 24 места. Его сцену украшал занавес с изображением Александринского театра".
В концертном зале было обилие света, ведь модерн предполагает, что через большие окна днем в здание попадает дневной свет с улицы, а вечером окна здания освещают улицу электрическим светом. В зале были установлены огромные окна с витражами, и яркие хрустальные люстры.
Правила модерна были соблюдены и в фойе, которое было таких же размеров, что и концертный зал, но с меньшей высотой потолков.
От прежнего интерьера концертного зала и фойе до наших дней практически ничего не сохранилось. В 1930-е годы была произведена перепланировка, в результате которой были закрыты витражи и уничтожен декор стен, в концертом зале был устроен балкон. Современный вид театра, несомненно не может сравниться с его прежним великолепием.
Сейчас можно полюбоваться лишь витражами на окнах лестницы театра, правда не все они исторические.
Но ведь главное богатство любого театра- это его репертуар. На лестнице театра размещены афиши с самыми известными спектаклями разных лет, которые были поставлены на сцене театра.
Казалось бы, театр, находящийся в стенах легендарного здания на главной улице Петербурга, обречен на успех. Однако, был период, когда театр находился на пороге закрытия. Теперь любой житель Петербурга неразрывно связывает театр на Невском с театром комедии, но было так не всегда. Первой постановкой, поставленной на сцене театра стала трагедия Шекспира "Гамлет".
С 1904 года зал сдавался в аренду различным театральным коллективам: "Невскому фарсу", "Современному театру", антрепризе под управлением Валентины Лин. В 1929 году театральное помещение в Доме Елисеевых отдали молодому "Театру Сатиры" под руководством Давида Гутмана. Через два года "Театр Сатиры" объединили с театром "Комедия". В это время на сцену нового Ленинградского Театра Сатиры и Комедии выходили Елена Грановская, Леонид Утесов, Борис Бабочкин, Николай Черкасов. Со временем популярность театра угасла.
В 1935 году было принято решение сменить руководителя театра, им стал режиссер и художник Николай Павлович Акимов. Ему было поручено "привести в порядок самый плохой театр в Ленинграде". Через год театр стал одним из самых посещаемых. Перемены в Ленинградском театре сатиры и комедии были кардинальны и болезненны - увольнения артистов, включая ведущих, формирование новой труппы, смена репертуара. Первыми спектаклями нового главного режесера стали "Собака на сене", "Валенсианская вдова" Лопе де Веги и "Двенадцатая ночь" Шекспира. Постановки театра, сделанные под руководством Акимова пользовались необычайной популярностью. Ленинградский Театр Комедии был признан одним из лучших в СССР.
У Акимова сложился творческий союз с драматургом Евгением Шварцем, который специально для акимовского театра написал пьесы "Тень" и "Дракон". Спектакль "Тень" стал визитной карточкой театра на Невском. Акимов лично работал над декорациями к спектаклям. Критики писали, что Акимов "режиссировал спектакль оставаясь на посту художника". Акимов работал слишком ярко, слишком смело. И на время 1949-1956 годов он был отстранен от руководства созданного им творческого коллектива. На ранее занимаемый пост руководителя театра на Невском Акимов смог вернуться только в 1956 году и занимал его вплоть до своей смерти. Под его руководством в 1967 году театру было присвоено звание академического. После ухода Акимова театр сменил несколько руководителей, в разные годы ими были: Вадим Голиков, Петр Фоменко, Юрий Аксенов, Дмитрий Астрахан, Татьяна Казакова.
В 1986 году театру на Невском было присвоено имя Николая Павловича Акимова. В 2001 году перед входом в театральный зал была установлена памятная доска в честь Николая Павловича.
В настоящее время в фойе Академического Театра Комедии имени Н.П. Акимова располагается экспозиция, посвященная творчеству Евгения Шварца. Выставка была открыта в 2021 году в честь 125-летию со дня рождения писателя и носит название: "Шварц. Человек. Тень".
В Ленинграде Евгений Шварц проживал по двум адресам:
- С 1935 по 1955 годы в доме Придворного конюшенного ведомства ("писательская надстройка")- Набережная канала Грибоедова, дом 9.
- С 1955 по 1958 годы в Жилом доме Литфонда- Писательском доме, Малая Посадская улица, дом 8.
В театре Акимова представлена инсталляция дома на канале Грибоедова с указанием фамилий известных жильцов дома. Этот дом вошел в историю, как "Писательский небоскрёб" за то, что в нем проживали многие представители советской писательской элиты. В настоящее время в здании находится музей М.М. Зощенко.
На другом этаже в холле театра расположены макеты декораций к разным спектаклям, в создании которых принимал участие Николай Павлович Акимов.
При входе в зрительный зал расположен достаточно скромный стенд, посвященный народной артистке России Вере Карповой.
Не смотря на свой достойный возраст (в феврале ей исполнилось 90 лет), актриса по сей день играет в двух спектаклях театра имени Акимова- "Ретро" по пьесе А. Галина и "Правда- хорошо, а счастье лучше" по пьесе А. Н. Островского.
В спектакле "Правда- хорошо, а счастье лучше" Вера Александровна играет роль Филицаты, старой няньки Поликсен. Спектакль длится 2 часа 40 минут, и практически все время актриса находится на сцене и на ногах. Ее роль характерная, с большим количеством текса. Игра Веры Александровны вызывает истинное восхищение.
Вера Карпова несомненно является легендой сцены театра имени Акимова. Она была приглашена в театр самим Николаем Павловичем после того, как он увидел ее на одном из показов дипломного спектакля Театральное училище имени Бориса Щукина в Москве, в котором она училась.
Кроме театра имени Акимова, Вера Александровна Карпова задействовано в спектакле "Баба Шанель" Санкт-Петербургского театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова. В спектакле также заняты первоклассные актрисы: Татьяна Пилецкая (95 лет), Ирина Соколова (83 года), Татьяна Захарова (73 года), Валентина Панина (76 лет), Надежда Мальцева (78 лет).
Про легенду сцены театра-фестиваля "Балтийский дом" Татьяну Пилецкую можно почитать в моей статье:
Конечно же посещение театра можно и нужно совместить с посещением Елисеевского магазина. Его интерьеры поражают своей красотой и заслуживают отдельной статьи.
- Адрес Санкт -Петербургского театра Комедии имени Н. П. Акимова: Невский проспект, дом 56
- Официальный сайт: akimovkomedia.ru