Объявлен конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ во дворце Петра I в Стрельне. Цена — 74 миллиона рублей. Срок — до августа 2026-го. Что предстоит «починить» в этом деревянном доме первого российского императора?
На сайте государственных закупок размещена информация о проведении открытого конкурса «Ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения “Дворец Петра I”, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения “Дворцово-парковый ансамбль Стрельна” (Музей (Дворец Петра I)), по адресу: Санкт-Петербург, Петродворцовый район, пос. Стрельна, Больничная горка, д. 2, лит. А». Заказчик — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник “Петергоф”». Начальная (то есть максимальная) цена контракта — 74 063 700 рублей. Заявки на конкурс принимаются до 9 июня, итоги подведут 15 июня нынешнего года.
КстатиНа месте, где расположен стрельнинский деревянный дворец Петра I, прежде якобы находилось имение шведского генерал-губернатора Ингерманландии, Лифляндии и Карелии барона Иоганна (Юхана) Шютте. Возле реки Стрелки он в 1630-х создал мызу Strall na Goff (Стрелингоф) с господским домом, садом и оранжереями, церковью, прудом и водяной мельницей.
Возможно, что петровский дворец был построен «на основе» одного из зданий усадьбы Шютте или это вообще изначально и есть дом шведского барона. Во всяком случае, дата появления этой резиденции русского царя-реформатора однозначно не установлена.
Обычно за точку отсчёта берётся 1711 год, когда Пётр I распорядился о постройке в Стрелиной мызе «пары изб для приезда», птичьего и скотного дворов и маленькой «сажалки для рыбы».
В 1717-м архитектор Жан-Батист Леблон, занимавшийся проектированием в Стрельне «Русской Версалии», отправил царю, находившемуся в это время за границей, чертежи резиденции. Пётр I в письме Александру Меншикову распорядился: «Делать всё по проекту Леблонову, только на горке, где он малый дом назначил, ничего не делать до меня и оную ничем не трогать».
Таким образом, вроде бы получается, что деревянный дворец в Стрельне построен не раньше 1718-го. Хотя ещё за четыре года до этого в Петергофе начато сооружение Монплезира. И переправа в Кронштадт тоже располагалась там. И уже было понятно, что фонтанную систему получится создать именно в Петергофе, а не в Стрельне.
КстатиВо дворце изначально были два зала и восемь комнат. В 1719-м последовало распоряжение царя пристроить к нему «мыльню и светлицу». Тогда же были устроены (или перестроены?) мезонин и балкон на колоннах тосканского ордера. Крыша перекрыта гонтом (дранкой), окрашенным в красный цвет. В помещениях стены обили холстом и побелили, для декорирования интерьеров использовались шпалеры и роспись. Изнутри окна закрывались обитыми парусиной ставнями.
Возле дома разбили сад с оранжереями и фонтанами, огород, где выращивали лекарственные и медоносные растения (пасеку тоже организовали). Якобы именно здесь впервые в России произрос привезённый Петром I из Голландии картофель.
Как бы то ни было, дворец, который теперь предполагается в очередной раз ремонтировать, чаще всего называют «путевым», то есть неким пунктом по дороге в Петергоф и Кронштадт, где Пётр I останавливался отдохнуть. Хотя из тогдашнего Петербурга сюда добираться дольше и дальше, чем до означенных «пунктов»… Запутанная история…
В 1722 году император подарил дворец и прилегающие к нему земли своей дочери Елизавете. Спустя почти 30 лет, уже будучи российской самодержицей, она поручила Бартоломео Франческо Растрелли привести в порядок дом, который к тому времени сильно обветшал. Строение было полностью разобрано и затем заново сооружено (из прежнего материала с заменой непригодных деталей) на каменном фундаменте.
КстатиПри Екатерине II дворец вновь отреставрировали (видимо, по той же технологии), он был передан в военное ведомство и с 1786 года здесь на некоторое время разместился госпиталь, переведённый с петербургской Выборгской стороны. Тогда же прилегающая местность стала называться «Больничная горка».
Очередная реставрация петровского дворца с разборкой/сборкой и использованием новых материалов была проведена в 1837-1840 годах архитектором Христианом Мейером, который взял за основу проект Растрелли 1750 года. Из существенных новаций — замена гонта на крыше листовым железом.
Как использовалось здание в XIX веке толком ничего неизвестно. Оно оставалось в собственности царствующего дома и, судя по всему, содержалось как мемориальное — связанное с жизнью и деятельностью первого российского императора.
После 1917 года здесь располагался родильный дом. Во время Великой Отечественной войны деревянное здание чудом сохранилось. Далее тут «квартировали» местные органы власти, поселковый клуб, какие-то мастерские.
В 1951-м под руководством архитектора Натальи Уствольской здание было приспособлено под ясли-сад на 60 детей. За основу проекта были взяты сохранившиеся поэтажные планы и чертежи 1749 года. При этом окна и двери парадных залов первого и второго этажей увеличили по высоте, а боковые пристройки к зданию разобрали.
В 1987 году стрельнинский дворец Петра I был передан Петергофскому музею-заповеднику. По проекту архитектора Марии Дементьевой последовала очередная реконструкция здания. Из-за нехватки средств работы растянулись до 1999-го. На основе сохранившихся материалов были воссозданы интерьеры дворца, где разместилась музейная композиция.
Здесь экспонируются, в частности, праздничный костюм и шёлковый халат Петра I, ширма, расписанная в китайском стиле («шинуазри»), бронзовый барельеф первого российского императора, выполненный по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли, слепок кисти руки и парадный портрет царя в молодости работы неизвестного русского художника, а также другие раритеты.
«За длительное время эксплуатации, прошедшее после последней реставрации, многие архитектурные и конструктивные элементы фасадов и интерьеров пришли в неудовлетворительное техническое состояние. Наибольшие утраты получили детали, подверженные воздействию осадков. Деревянное ограждение кровли поражено гнилью; многие вазоны на балюстрадах утрачены; в неудовлетворительном состоянии находятся ограждения балкона и террасы северного фасада; дощатая облицовка дымовых труб; отдельные детали наличников и рустованных пилястр.Наружные рамы окон и входные двери местами полностью прогнили и утратили механическую прочность. Окраска фасадов загрязнена, шелушится. В интерьере наблюдается загрязнение и частичная утрата окрасочного слоя на панелях, дверях, подоконниках и радиаторных решётках. Дощатые полы рассохлись, в них имеются большие щели; при ходьбе по полу и лестнице наблюдается повышенная скрипучесть. На оштукатуренных потолках наблюдаются загрязнения, трещины. Обои на стенах выцвели, они загрязнены, имеют задиры и потёртости», — говорится в описании объекта на сайте госзакупок.
В перечне необходимых работ — несколько сотен пунктов (вплоть до установки кнопки дверного звонка). Более-менее кратко задачи, стоящие перед искомым подрядчиком, сформулированы в списке гарантийных обязательств по устранению возможных дефектов: гидроизоляция фундаментов, декор и деревянная обшивка фасада, покрытия полов, кирпичная кладка, лестницы, облицовка и окраска стен и потолков, металлические конструкции (линейные окрытия, козырьки, водосточные трубы), лепной декор внутренних помещений, отделочный слой стен и потолков, инженерные системы и оборудование, столярные дверные и оконные заполнения (подоконные доски, резные наличники), металлические противопожарные двери, оконная и дверная фурнитура, конструкции и облицовка крылец, отмостки. Всё это необходимо осуществить до 1 августа 2026 года.
«Памятник представляет собой двухэтажную деревянную постройку дворцового типа. Второй этаж решён в виде мезонина, расположенного в центре, вдоль оси север-юг. Предполагается, что дворец был заложен не ранее 1704-го и не позднее 1706 годов. Кровля мезонина перекрыта на два ската и завершена треугольными фронтонами, обращёнными на юг и на север. Одноэтажная часть здания имеет вальмовую кровлю. Покрытие кровли выполнено из листового железа. План здания Т-образный. Самый протяжённый фасад обращён в южную сторону.
Главный вход находится на центральной оси этого фасада. Перед входом расположено прямоугольное деревянное крыльцо с трёхсторонним расположением ступеней, без перил. Второй парадный вход в здание расположен в центре северного фасада. Центр акцентирован выносным крыльцом с портиком, шесть колонн которого поддерживают открытую террасу перед мезонином. Все фасады облицованы досками.
Терраса под портиком северного фасада имеет ограждение в виде балюстрад с деревянными балясинами. Подобное ограждение имеется над карнизом кровли вокруг всего здания. На столбиках балюстрады установлены декоративные вазоны из дерева. Балкон обнесён ограждением с плоскими филёнками.
В интерьерах здания несущие стены выполнены из бруса, перегородки дощатые. Стены, перегородки и потолки оштукатурены. Нижняя часть стен прикрыта филёнчатыми сосновыми панелями, окрашенными масляной краской; верхняя часть стен в большинстве помещений оклеена бумажными обоями разных цветов — с рисунком и без него; в остальных помещениях стены окрашены. Все двери сосновые, окрашены белой масляной краской. Полы дощатые, покрыты воском», — таково описание объекта на сайте госзакупок.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта ГМЗ «Петергоф» и справочных ресурсов Интернета