Вот уже тридцать лет в Введенском мужском монастыре Оптиной пустыни ежедневно поминают трех новомученников - иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. В их часовню постоянно идет огромный поток паломников, хотя официально они не причислены к лику святых.
Та трагедия в Пасхальную ночь 1993 года потрясла миллионы людей, многие тогда пришли к вере. Это было раннее утро, закончилась долгая Пасхальная служба, братия разошлась по кельям отдохнуть и разговеться. Но едва монахи сели за стол, как вбежали перепуганные женщины. Они сказали, что отца Василия избили. Когда его нашли, монах был еще жив. Он шел исповедовать в скит и услышал один единственный удар в колокол. Это насторожило отца Василия и он повернул к звоннице. Убийца не дал ему туда дойти. Потом на звоннице нашли тело отца Ферапонта, а на помосте, отца Трофима.
Убийца-сатанист был арестован. На допросе он спокойно рассказывал, что пришел в монастырь целенаправленно, чтобы совершить то, что совершил. На его мече, которым он и совершил злодеяние, было выбито число зверя "666" и надпись "сатана". Николай Аверин планировал свое преступление еще во время Крестного хода, но не решился, слишком много мирян. А ему нужны были только монахи. Он говорил: "Я знаю, что эти ребята в Раю и против них ничего не имею. Я веду войну против Бога, а поскольку до него добраться не могу, решил воевать с монахами." Экспертная комиссия признала преступника невменяемым, его поместили в специально учреждение, где он и сейчас содержится.
По молитвам к новомученикам многие получают помощь и исцеления, особенно после обращения к святому иеромонаху Василию Рослякову. Семья его была далека от церкви - отец военный, а мать работала ткачихой на московской фабрике. Игорь был поздним и единственным ребенком. В 9 лет мальчик серьезно увлекся водным поло. Уже учась в МГУ на факультете журналистики он продолжал заниматься спортом, играл за университетскую команду и был ее капитаном, входил в сборную страны.
Однажды на соревнованиях в Голландии Игорь познакомился с девушкой переводчицей, они стали переписываться, девушка даже приезжала в Москву. А когда пришло время ехать на чемпионат в Ванкувер, Игоря не выпустили. он стал невыездным. Романы с иностранцами тогда были под строгим запретом. После этого в парне что-то изменилось, у него пропал интерес к спорту. И именно после этого случая Игорь переступил порог храма. Постепенно в нем стали замечать и более серьезные перемены. Игорь отпустил бороду, стал носить крестик, чем сильно удивил своих коллег и друзей. А когда тренер попросил его снять крест, Игорь наотрез отказался. На тренировках и соревнования просто прятал его под шапочку.
Вскоре Игорь понял, что душа уже не лежит ни к журналистике, ни к спорту. Он стал вести почти аскетический образ жизни. Несмотря на плотный спортивный график и физические нагрузки, молодой человек строго постился. Стал меняться и внешний облик Игоря. В какой момент сильнейший и очень перспективный игрок ватерполист решится оставить спорт и уйти в монастырь, для многих его друзей останется тайной. Для матери Игоря его решение уйти в монастырь далось нелегко, она долго не могла смириться с этим. А потом сама стала монахиней, после потери сына.
Тогда в Оптину пустынь на Крещение приезжало много молодежи и помощники были очень нужны. Потому что окунуться в купель желали многие, но и нужно было обеспечить безопасность, не лето ведь. Среди этих помощников был и Игорь Росляков. Обитель только начинала восстанавливаться, поэтому работы хватало и после Крещения. Потом Игорь принял постриг, стал иеромонахом. Отец Василий трудился в иконной лавке, читал в храме Псалтирь, иногда дежурил на вахте у монастырских ворот, вел экскурсии. После них люди преображались на глазах. Такое убедительное слово веры, подкрепленное благодатью и знанием было только у него. Отец Василий выделялся среди остальных монахов. У него было много таких качеств, которые привлекали к себе.
Для родных иноков Трофима Татарникова и Ферапонта Пушкарева уход в монастырь тоже был неожиданным. До монашества они имели мирские профессии. Леонид (будущий инок Трофим) был скотником на ферме, ходил в море, занимался рыболовством, был сапожником. Владимир (будущий инок Ферапонт) работал на стройке, в лесхозе, был водителем автобуса. Оба родом из Сибири, из многодетных семей. Когда Леня уехал работать на Алтай, а Володя ушел лесником в глухую тайгу, родные подняли тревогу. Где они, никто не знал.
Леонида нашли случайно, в кафедральном соборе, в Бийске. Когда родные приехали сюда еще раз, Леонид уже ушел в Оптину пустынь. Почти в это же время туда собрался и Владимир Пушкарев, после того как послужил дворником при храме в Ростове-на-Дону. Просто приехал и объявил родным, что уходит в монастырь, они его уже больше не видели.
Господь одарил монахов новомучеников богатыми дарами, в каждом была своя глубина и достоинство. Но несмотря на большое внутреннее сходство, они были очень разные. Отец Ферапонт и отец Трофим - это две крайности. Один был молчальник, а у другого рот не закрывался. А отец Василий где-то посредине. Но все трое очень резко выделялись из остальных, какой-то одной или двумя добродетелями.
Инок Трофим постоянно искал кому бы помочь. Его очень любили бабушки прихожанки, он специально покупал для них беленькие платочки и дарил. Когда выезжал на монастырские поля работать на тракторе, то на обратном пути обязательно заезжал к бабушкам и распахивал их огороды. Широту души в Трофиме понимала не вся братия, его постоянно за что-то ругали, некоторые и монахом его не считали, потому что он постоянно где-то кому-то помогал. Когда другие молились. А инок Трофим молился ночами, после всех послушаний и работ, причем молился за бесноватых, порой мешая спать монахам за стенкой.
Путь к мученическому венцу отца Василия, иноков Трофима и Ферапонта начнется задолго до того, как они стали монахами и узнали друг друга. Каждый из них в той или иной мере знал о своей мученической кончине. Инок Трофим за год до убийства чувствовал, что это будет его последняя Пасха. Инок Ферапонт раздарил за последние дни перед трагедией все выточенные им кресты. Отец Василий в тот день не хотел выполнять послушание и идти в скит принимать исповедь. Но пошел, только дойти не смог.
Есть прекрасная повесть об этих новомучениках "Красная Пасха", автор Нина Павлова. Советую прочесть.