Древняя цивилизация Марса, коварный верховный жрец и красавица королева, пленение космонавтов и восстание марсиан, побег из темницы и таинственные подземелья, инопланетные чудовища и марсианские диверсанты, да ещё и межпланетная любовь, и всё это под одной обложкой. Для скудной на приключенческую составляющую фантастики пятидесятых весьма занимательная книжка. Написал её Константин Волков, а вышла она под названием "Марс пробуждается"в издательстве "Советская Россия" в 1961 году и сразу завоевала популярность.
К времени выхода "Марса.." Волков был уже опытным литератором, автором повести "Звезда утренняя", истории весьма заурядной и скучной, посвящённой полёту на Венеру. Во второй части дилогии об исследовании Солнечной системы Волков учёл недостатки первой книги и сделал упор на приключения, в берроузо-хаггардовской традиции, притом не забывая о наукообразности (довольно избыточной, советской фантастике тогда необходимо было доказывать соответствие званию научная). Волков вслед за Мартыновым сделал своих марсин чернокожими (но не вовсе не неграми), можно сказать отдал дань зарождающимся толерантности и политкорректности, а на деле связал цвет кожи с жестким излучением светила.
Однако, как и на любую фантастику, осмелившуюся выйти за пределы научпопа и показать противостояние миров, тем более, "экспорт революции" на другие планеты, на "Марс..." обрушился град критики. Обвиняли Волкова в плагиате (в том числе и плагиате мотивов!), и в низком литературном уровне, и безвкусице, только в сионизме и антисоветчине не обвинили почему-то.
После той критики Волков как писатель кончился и даже дата смерти его неизвестна, а роман до новейших времён не переиздавался. То же происходило и с другими авторами, покусившимися на догмы, подобная волна критики хлынула на "Гриаду", "Оранжевую планету", "Жёлтое облако" и т.д., Уже в более позднее время за этот самый "экспорт революции" (в том числе) досталось и "Обитаемому острову" и "Часу быка".
Продолжение следует