Рубаха

Не зря в России бескорыстного, открытого, бесхитростного и лёгкого в общении человека называют «Рубаха-парень». А сколько метких и позитивных изречений про неё: «Своя рубаха ближе к телу», «Родился в рубашке», «Какова пряха, такова на ней рубаха», «Остаться в одной рубахе», «С миру по нитке — голому рубаха», «Парень-рубаха – живет по правде, не зная страха», …

Ф.Г. Солнцев "Борьба русских".
Ф.Г. Солнцев "Борьба русских".

Рубаха — это одежда для верхней части тела из домотканых, холщовых, льняных, ситцевых, конопляных тканей. В древности на Руси рубаха являлась непременным атрибутом одежды всех сословий, полов и возрастов, и входила в предмет гардероба как верхней одежды, так и нижнего белья.

Название «рубаха» происходит от слов к корню «руб», что значило отрезать, обрубать, кусок ткани, полотно. В древности рубахи кроились не ножницами, ткань просто разрывалась на прямоугольные лоскуты, то есть в понимании древнерусского лексикона полотно разрубалось.

Женские рубахи были различной длины. Нижняя рубаха являлась обязательным одеянием женского костюма, такая нательная рубаха нарекалась «сорочица» или «сорочка». Верхняя парадная женская рубаха именовалась «верхница», «вешница» или «красная сорочка» и одевалась обязательно на сорочицу. На ней рукодельницы выказывали всё своё умение и мастерство, украшая их вышивкой, прошвами и разговорами. В современных публикациях «разговоры» характеризуют как нашивки контрастной тканью в области застёжек с петлями и пуговицами, но почитывая старославянские фолианты, я сделала вывод, что изначально «разговорами» называли все нашивки, вставки, окантовки контрастной тканью, они, как и вышивка, имели сакральное значение, и должны были защищать важные части тела обладателя одежды. Вышивкой и разговорами украшали и мужские праздничные рубахи.

Мужская рубаха была выше колен, носилась поверх портков и обязательно подпоясывалась, ходить без пояса считалось грехом, отсюда и пошло изречение «распоясался». Обязательным ношением пояса было и у женщин и детей. Пояс служил для своего хозяина оберегом, одетый при рождении, а чаще при крещении его носили всю жизнь. Иногда носили два пояса, на голое тело одетый при крещении, второй поверх одежды. Поясом на свадьбе связывали жениха и невесту. Они были разной длины, некоторые опоясывали владельца в несколько оборотов. Самым примитивным поясом была покромка – полоска края полотна по долевой, И.С. Тургенев в рассказе «Записки охотника» пишет: «…девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарём в руке, показалась на пороге». Более сложные пояса, их так же называли опояском: кручёные в шнур две пряди нитей, концы обычно завязывали в узел, или три пряди заплетались в косу, или пояса просто вязали, в комедии «Свои люди - сочтёмся» А.Н. Островский пишет: «Вот, говорит, подумамши да посоветамшись, а сам только что опояску поддёргивает.» Самые же сложные и дивные творения – это пояса, сплетённые на бердо и дощечках. Изготовленные на бердо пояса бывают плетённые, закладные и, более сложные и щедро украшенные узорами, бранного качества. Самый простой в технике ткачества на дощечках заправочный узор, более сложная техника с перебросами, так ткутся самобытные узоры и даже на пояса вписываются молитвы. И самый объёмный вид пояса – это кушак, он широкий и длинный, при ношении его складывали пополам, образовывался такой своеобразный карман, куда и складывали деньги и другую мелочь.

Ересько Ерофей Петрович Стеклянный негатив. «Портрет»
Ересько Ерофей Петрович Стеклянный негатив. «Портрет»

Вернёмся к рубахе. Самая аутентичная разновидность мужской русской рубахи – это, конечно же, косоворотка. Одевалась косоворотка через голову, для этого у горловины делался разрез, но не по центру, а слева. Есть предположение, что боковой разрез был призван скрывать нательный крестик, чтобы тот не выпадал при наклонах. Косоворотка всегда шилась с длинными рукавами, и обычно к горловине притачивался стойка-воротник. Рубаха без ворота называлась «голошейка».

На рисунке Вы видите стандартный крой мужской рубахи, с обязательными элементами ластовицами и подоплекой.

Крой мужской рубахи.
Крой мужской рубахи.

Для свободы движения в подмышки вшивались ластовицы - квадратные кусочки ткани.

Мужская рубаха всегда шилась с подоплекой, это самое распространённое её название, есть ещё одно, более определяющую его функцию - потник, это подкладка на плечи, пришиваемая с изнаночной стороны к верхней части рубахи, она укрепляла верхнюю часть рубахи. По мере истления подоплеку отпарывали и пришивали новую. Так же подоплека помогала обработать срез горловину при пошиве голошейки. Подоплека прочно вошла и в крой современной рубашки, верхняя кокетка на ней делается двойной, хотя сегодня никому и в голову не придёт отпарывать и пришивать новую подоплеку.

Рубаха проникла в наш гардероб, окуталась множеством названий, фасонов и назначений. Наряжайтесь самобытно на основе традиций своего народа и не забывая заимствовать этнические элементы других народов. Будьте оригинальны и эклектичны!

Желаю Вам быть рубахами по жизни!

Наслаждайтесь ощущениями от сотворённого добра!

И пусть Вам сопутствует удача!

Те, кто впервые на моём канале, не забудьте подписаться.

 Не зря в России бескорыстного, открытого, бесхитростного и лёгкого в общении человека называют «Рубаха-парень».-4

 Не зря в России бескорыстного, открытого, бесхитростного и лёгкого в общении человека называют «Рубаха-парень».-5