16,9K подписчиков

Кошачье проклятье художника Павла Федотова

2,7K прочитали

Павел Федотов был наделён многочисленными талантами, одним из которых было рисование. Он был профессиональным военным "служил в Гвардейском Финляндском полку" и не мог позволить себе много времени для занятия изобразительным искусством. В связи с этим, на него обратили внимание высочайшие особы, одним из который являлся Император Николай I, с его лёгкой руки П. Федотов досрочно ушёл в отставку. По мнению Императора, он должен был стать художником-баталистом.

Федотов не имел должного художественного образования, поэтому выбрал для себя бытовой жанр, став его родоначальником в русской живописи.

П.А. Федотов. Свежий кавалер.
П.А. Федотов. Свежий кавалер.

Первым серьёзным произведением после отставки стало полотно под названием "Свежий кавалер".

На картине изображено утро после "обмытия" ордена "Святого Станислава", полученного на кануне чиновником. В героической позе и рваном халате, стоит тот самый обладатель данного ордена. Художник специально иронизирует этот сюжет, показывая тем самым, что этот знак получен не заслуженно (это довольно часто происходит и в наше время).

Перед чиновником стоит его беременная кухарка и смеясь над ним, тычет в него дырявыми сапогами. Её беременность показывает зрителю, что в этом доме падение нравов.

Сам художник высказывался об этой картине так: - "Где завелась дурная связь, там и в великий праздник – грязь".

Кошачье проклятие Павла Федотова

П.А. Федотов «Сватовство майра», 1848 год. Из собрания Третьяковской галереи
П.А. Федотов «Сватовство майра», 1848 год. Из собрания Третьяковской галереи

В 1848 году П. А. Федотов представил публике очередную картину с бытовым сюжетом того времени - "Сватовство майора".

Художник на полотне изобразил неловкую ситуацию, брак по расчёту, где кроме майора, этой женитьбе ни кто не рад. За долго до написания картины, Павел Андреевич написал стихи о хитром майоре, который решил исправить своё финансовое положение с помощью женитьбы на купеческой дочери.

На картине невеста в отчаянии хочет убежать прочь, у других домочадцев на лицах нет ни какой радости. Только будущий жених стоит этому рад и нетерпеливо ждёт поглаживая свои усы.

Если обратите внимание, то заметите на картине кота, которому всё происходящее "до лампочки". Ему плевать на человеческие проблемы. Кот спокойно нализывает себя, возможно после вкусного обеда.

Этот персонаж есть и на картине "Свежий кавалер". Складывается впечатление, что П. А. Федотов очень любил кошек и они с удовольствием ему позировали для картин. Но на самом деле, всё было иначе.

Фрагмент картины "Свежий кавалер".
Фрагмент картины "Свежий кавалер".

Когда Федотов начинал писать кошек, то они сразу же убегали и прятались. Эскизы с их изображением куда то исчезали. Друзья художника решили ему помочь и нашли старушку-кошатницу. Привели бабушку в мастерскую и объяснили что происходит. Она, посмотрев работы заявила:

-"Напроказничал ваш Павлуша в детстве. Крепко обидел однажды кота. С тех пор и висит над ним кошачье проклятие. А чтобы снять это проклятие, пусть он сделает семь картинок с разными кошками. Да чтоб картинки были рисованы с самыми добрыми помыслами о божьих тварях. Семь дней эти картинки должны постоять в его мастерской, а затем пускай он их подарит незнакомым людям…".

Эта старушка стала приносить своих котов для зарисовок, которые послушно позировали. Павел Андреевич следовал совету "кошатницы" и послушно рисовал кошек и котов, которые стали неотъемлемой частью его картин.

П. А. Федотов. "Всё холера виновата". Холст, масло.
П. А. Федотов. "Всё холера виновата". Холст, масло.

Ещё одна картина с кошкой "Всё холера виновата". Может кто-то не заметил её, но она тут есть. Поищите внимательно.

А что же происходит на картине? В то время действительно была вспышка холеры, но мужчина умер не от неё. Скорее всего подавился и умер или напился вусмерть. Над ним сидит плачущая жена, которой чиновник показывает газету с новостями о холере и пытается "спьяну" объяснить, что он умер от холеры.

Но, что на самом деле происходит в этом сюжете, мы можем только догадываться. Художник никаких записей на картинах не делал, но сопровождал свои картины на выставках стихами собственного сочинения.

Вот какой стих рассказывал Павел Александрович представляя свою картину:

Как лукавого в грехах
Наш брат укоряет
Так, когда холеры страх
В городе гуляет.
Всё всему она виной
Всё холеры. Так иной
Чуть до вкусного дорвется,
Не утерпит — так напрется,
Что в здоровую-то пору
Перварить желудку впору.
Так подчас забывши страх
На приятельских пирах
Выпьют одного вина
По полдюжины на брата.
Смотришь – худо. Кто ж вина?
Всё холера виновата…

Кстати, мужчина, сидящий за столом с поднятой рукой, это автопортрет П. А. Федотова.

П. А. Федотов. "Офицер и денщик". Холст, масло. Ещё одна картина с котёнком.
П. А. Федотов. "Офицер и денщик". Холст, масло. Ещё одна картина с котёнком.

Про кошек возможно всё выдумки, потому, что на его картинах не только кошки, но и собаки. Домашние питомцы всегда были неотъемлемой частью нашей жизни. А в жанре бытовых картин, естественно, должно быть какое ни-будь домашнее животные. Без них, по моему мнению, картина была бы не полной.

Посмотрите на картину "Завтрак аристократа". Тут Федотов показывает, что сам завтрак состоит всего лишь из одного куска хлеба. К мужчине кто-то пришёл, об этом его извещает лающая собака и он испуганно прячет хлеб под книгой, боясь, что увидят пустой хлеб. Что у аристократа, даже нет денег на чай и масло.

Серия картин "Вдовушка"

Несколько маленьких картин Федотова с одинаковым названием "Вдовушка" виртуозно написанных Федотовым ни в коем случае не являются копиями одной картины или повторениями. Посыл на каждой из них совсем иной.

Картина "Вдовушка" излучает мягкий лиризм. Женщина выплакала все слёзы и отвернулась от портрета, стоящего на комоде в золочёной раме, на котором изображён погибший муж в гусарской форме. Подушки на кровати аккуратно сложены, она не собирается ложиться спать. В этом сюжете показано не по мерное горе пришедшее в дом.

Возможно девушке придётся съехать из этого дома, ведь она осталась без средств существования.

Федотов написал серию картин "Вдовушка" незадолго до своей смерти. Художник не решился завести семью, так как был вполне успешный, но не богатый. Как будто чувствовал, что скоро умрёт. Он боялся оставить в бедности свою жену. К тому же он был вынужден содержать своего больного отца и незамужнюю сестру. На его избранницу могло лечь и это бремя.

Во втором варианте, с зеленой комнатой, Павел Андреевич хочет выразить свои переживания, рисуя на заднем плане, вместо скончавшегося гусара, свой автопортрет.

"Вдовушки с лиловыми обоями" воздушная, не похожая на первые две. Комната наполнена светом и блеском предметов.

Р.S. Благодарю за лайки и подписку на канал. Всем удачи и хорошего, солнечного настроения!