После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней, где держал пост. В трудную минуту жизни его искушал дьявол: голодом, гордыней и верой.
Иисус столкнулся с ситуацией нравственного выбора. И хотя мы знаем, чем закончилась история, полотно Крамского заставляет нас переживать — какое решение примет Христос. Удастся ли дьяволу искусить его? Или он останется верен богу?
Выражение лица, крепко сжатые кисти рук, сама поза Христа показывают его душевные переживания. Картина статична, наше внимание сконцентрировано на эмоциональном состоянии Иисуса, его внутренней борьбе. Он не только божий сын, но и простой человек, который каждый день выбирает между добром и злом. «Это лучший Христос, которого я знаю» (Лев Толстой).
Контекст
Над темой Христа Крамской размышлял почти 10 лет. Изначально картина должна была быть вертикальной. Но фигура Христа, которого Крамской писал с крестьянина, заняла почти весь холст, места для пустыни не осталось.
Когда же стало понятно, что работу придётся начинать с чистого холста, Крамской отправился в путешествие по Европе. Разглядывая работы мастеров в Вене, Париже, Антверпене, он искал «своего» Христа. Сильное впечатление на него произвело полотно Александра Иванова «Явление Христа народу».
Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Ещё до представления на выставке передвижников полотно купил Павел Третьяков, заплатив бешеные деньги.
По задумке художника, следующей работой должна была стать картина, на которой толпа глумится над Христом во дворе Понтия Пилата. Крамской пять лет работал над монументальной картиной, но так и не закончил.
Судьба художника
Крамской по молодости зарабатывал ретушью фотографий. В середине 1850-х он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года всё той же забавы поступил в Академию художеств. Там проявился бунтарский нрав Крамского. Вместе с 13 студентами он отказался писать на мифологические темы, требуя возможности выбирать сюжеты.
Позднее именно Крамской был идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок» — тех самых «передвижников». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.
Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Ивану Крамскому было 49 лет.