230 подписчиков

Как маркиза Д'Эсте командовала художниками

Тициан. Портрет Изабеллы д’Эсте. 1536, Музей истории искусств, Вена.
Тициан. Портрет Изабеллы д’Эсте. 1536, Музей истории искусств, Вена.

Маркиза Мантуи Изабелла д’Эсте (1474 -1539)- была одной из немногочисленных женщин эпохи Возрождения, занимавшейся коллекционированием произведений искусства, что тогда считалось прерогативой мужчин.
Она целенаправленно собирала античные медали и монеты, предметы дпи, скульптуру и живопись и имела прозвище «примадонна Возрождения» (
la Primadonna del Rinascimento).

С современными ей художниками у неё были особые отношения.

К примеру, художнику Перуджино она прямо пишет, что хочет картину «Битва Любви и Целомудрия» и по деталям расписывает кто кого и как бьет, одежды, какая птица будет сидеть на дереве, какого роста будут купидоны.

Наш поэтический замысел, который мы очень желаем, чтобы вы изобразили, - это битва Целомудрия и Любви, то есть, решительное сражение Паллады и Дианы  против Венеры и Купидона. Паллада должна быть показана почти победившей Купидона, сломавшей золотую стрелу  и бросившей на землю его серебряный лук, держащей его одной рукой за ленту, которую этот слепой носит на своих глазах, а другой рукой поднявшей копье, которым она готова поразить его.
Перуджино «Битва Любви и Целомудрия». 1503-05 гг.
Перуджино «Битва Любви и Целомудрия». 1503-05 гг.
Но для большей красоты нужен просторный пейзаж, то есть река, или море, откуда видно, как спешат на помощь Амуру фавны, сатиры, и многочисленные купидоны; одни могут быть изображены плывущими, другие летящими или едущими на белых лебедях, все стремящиеся принять участие в этом деле.  На берегу этой реки или моря – Юпитер с другими богами, как враг Целомудрия,  превратившийся в быка, который несет на себе прекрасную Европу, и Меркурий, который, словно орел над своей добычей, кружится над нимфой Паллады по имени Глауцера, держащей в руках ларец с вещами, посвященными этой богине.
Перуджино «Битва Любви и Целомудрия». Деталь.
Перуджино «Битва Любви и Целомудрия». Деталь.

Для эпохи Возрождения это было нормальной практикой - заказчик давал четкие указания, что и как должно быть изображено.

Я присылаю вам все эти детали в маленьком рисунке, так чтобы сразу вы поняли мои желания в этом предмете. Но если вам покажется, что получается слишком много фигур для одной картины,  вы можете сокращать их количество до тех пор, пока неизменным остается главный замысел, воплощенный в этих первых четырех фигурах: Паллады, Дианы, Венеры и Амура. Если никаких неудобств не возникнет, я буду довольна. Вы свободны в сокращении количества фигур, но ничего не добавляйте к ним.
Леонардо да Винчи. "Автопортрет" 1512 год. Королевская библиотека, Турин
Леонардо да Винчи. "Автопортрет" 1512 год. Королевская библиотека, Турин

Совершенно другой слог читаем в письме маркизы к Леонардо да Винчи:

«Решили попросить вас, когда вы устанете от работы на тему флорентийской истории, чтобы вы написали для нас, отдыхая, небольшую фигуру юного Христа, что будет для нас такой великодушной услугой и такой выгодой для вас».

В XVI веке статус художников (правда это относится к известным художникам первого ряда, общепризнанным гениям) поменялся настолько, что они стали писать картины на сюжеты, которые сами выбирали! И эти картины покупали, потому что коллекционеры хотели просто иметь работу первоклассного мастера, не важно какую именно. Но такие случаи были скорее исключениями, чем правилом.

---------------------------------------------------------------------------------
Подписывайтесь на наш телеграм-канал "АРТЕФАКТЫ ИСТОРИИ"