Найти тему
VR Inclusion

Погружение в эмпатию: VR как инструмент развития социального понимания

Эмпатия –– способность понимать и разделять чувства других людей –– играет важную роль в нашей социальной жизни. Она помогает укрепить отношения с коллегами на работе, создать близкие связи с родными и друзьями. Одни люди способны проявлять бóльшую эмпатию к окружающим, в то время как для других это может быть сложнее. Однако, важно понимать, что эмпатию можно развивать так же, как и другие социальные навыки, в том числе с помощью современных инструментов психологии. Например, в последнее время терапевты всё чаще задействуют в практиках виртуальную реальность (VR) –– исследования показывают, что VR-терапия может оказывать положительное влияние на различные аспекты психического здоровья, включая эмпатию и социальное понимание.

Так, исследование, опубликованное в журнале Journal of Autism and Developmental Disorders (Dechsling., 2020), изучало влияние VR-интервенций для людей с РАС. Проведя мета-анализ статей, связанных с темой влияния VR на коммуникацию, были найдены значимые результаты. Участники продемонстрировали значительные улучшения в навыках, связанных с эмпатией, способностью восприятия будущего и социальным взаимодействием.

Технология VR позволяет исследователям создавать симуляции, приближенные к реальным. Например, в недавнем исследовании (Chalmers, 2018) VR использовалась для погружения участников в социальные сценарии. Дети взаимодействовали с виртуальным роботом по имени Мило (Milo robot), который выражал эмоции, рассказывал истории, или, наоборот, слушал. Такой “иммерсивный” опыт улучшил способность распознавать и интерпретировать эмоции, способствуя более успешному социальному взаимодействию.

References:

Dechsling, A., Orm, S., Kalandadze, T., Sütterlin, S., Øien, R. A., Shic, F., & Nordahl-Hansen, A. (2021). Virtual and augmented reality in social skills interventions for individuals with autism spectrum disorder: A scoping review. Journal of autism and developmental disorders, 1-16..

Chalmers, C. (2018). Robotics and computational thinking in primary school. International Journal of Child-Computer Interaction, 17, 93-100..