Найти тему
Наша История

19 июня в истории России

"Конструкция корабля "Союз-11" не предусматривала скафандров для экипажа".

    Пацаев Виктор Иванович 19 июня 1933 - 30 июня1971 (38 лет)
Пацаев Виктор Иванович 19 июня 1933 - 30 июня1971 (38 лет)

19 июня 1933 года в Актюбинске Казахской АССР родился Пацаев Виктор Иванович.

Пацаев - лётчик-космонавт СССР, инженер-исследователь космического корабля Союз-11, Герой Советского Союза (посмертно). Первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы. Погиб при разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки «Союза-11».

Родился в русской семье Марии Сергеевны (дев. Кольцова) и Ивана Пантелеевича Пацаевых.

1950 — Виктор Пацаев окончил школу и получил аттестат.

1955 — окончил Пензенский индустриальный институт и был направлен на работу в Центральную аэрологическую обсерваторию Гидрометслужбы СССР. Участвовал в конструировании приборов для метеорологических ракет.

1958 — перешёл на работу в ОКБ-1 (КБ Королёва). Работал в конструкторском отделе антенно-фидерных устройств. Увлекался фехтованием на рапирах.

1968 — принят в отряд космонавтов (Группа гражданских специалистов № 3).

1971 — вошёл в дублирующий экипаж, но в связи с отстранением от полёта по состоянию здоровья члена основного экипажа Валерия Кубасова, совершил полёт в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Полёт продолжался в течение 23 суток 18 часов 21 минуты 43 секунд (тогда это был мировой рекорд).

Виктор Пацаев (позывной «Янтарь-3») стал первым космонавтом, отметившим свой день рождения в космосе.

При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб. Конструкция корабля не предусматривала скафандров для экипажа.

После посадки уже через две минуты к приземлившемуся аппарату, который лежал на боку, подбежали спасатели, но реанимировать экипаж не смогли.

Случившееся вызвало шок не только у граждан Советского Союза, но и у всего мира. До этого в космосе была только одна трагическая смерть — Владимира Комарова в 1967 году. С 1971 года больше не погиб ни один советский или российский космонавт.

Космонавтов торжественно похоронили 2 июля 1971 года. Урны с прахом героев были помещены в ниши в Кремлевской стене.

История трагического полета.

Марка СССР памяти экипажа корабля "Союз-11"
Марка СССР памяти экипажа корабля "Союз-11"

Целью полета корабля «Союз-11» была доставка первого экипажа на орбитальную станцию «Салют-1» (первая в мире пилотируемая орбитальная станция, созданная по программе гражданских долговременных орбитальных пилотируемых станций).

Ранее, в апреле 1971 года, предыдущий космический корабль «Союз-10» неудачно состыковался с орбитальной станцией, из-за повреждения стыковочного узла. В результате чего экипаж не смог перейти на борт станции и вернулся на Землю через 1 сут 23 ч 45 мин 54 с.

Выход на орбиту корабля "Союз-11", сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите.

Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.

После этого экипаж приступил к запланированным работам. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. В связи с этим было отменено наблюдение с орбиты за взлётом ракеты Н-1.

По окончании срока работ, 29 июня 1971 года, «Союз-11» стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжал светиться транспарант «Люк открыт». ЦУП предположил поломку датчика на обрезе люка, экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке.

29 июня в 21:25:15 ДМВ (декретное московское время, используется в российской космонавтике) «Союз-11» отделился от станции. Командир корабля доложил об этом в ЦУП.

30 июня в 01:35:24 ДМВ двигатель корабля был включён на торможение и отработал заданное время.

01:47:28 ДМВ произошло разделение отсеков корабля, прервалась связь с экипажем.

01:54 ДМВ станции слежения ПВО обнаружили спускаемый аппарат в 2200 км от расчётного места посадки.

02:02:54 ДМВ на высоте около 7 км раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, вскоре он был обнаружен встречающими вертолётами, экипаж на связь не выходил.

02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки, полёт завершился в заданном районе.

Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия, не увенчавшиеся успехом: повреждения тканей из-за декомпрессионной болезни оказались несовместимы с жизнью. Последующее вскрытие показало наличие пузырьков воздуха по всей кровеносной системе космонавтов, воздух в камерах сердца, а также лопнувшие барабанные перепонки.

В кабине «Союза-11» были включены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны, и застёгнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан штатно открывался при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в спускаемом аппарате. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.

Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша.

Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал открытому вентиляционному клапану. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, что привело к гибели космонавтов.

Данный вентиляционный клапан штатно открывался на небольшой высоте посредством подрыва пиропатрона. Предположительной причиной преждевременного срабатывания пиропатрона открытия клапана, согласно мемуарам Б. Чертока, стала ударная волна, распространяющаяся по металлу корпуса спускаемого аппарата. Ударная волна порождалась подрывом пиропатронов, разделяющих отсеки космического аппарата «Союз». Впрочем, при последующих наземных испытаниях не удалось воспроизвести эту версию. Многочисленные подрывы пиропатронов не вызывали детонацию данного пиропатрона, открывающего вентиляционные клапаны. Поэтому происшествие предлагалось считать трудновоспроизводимым и маловероятным событием. Тем не менее конструкция вентиляционных клапанов впоследствии была доработана.

Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку воздуха, однако в экстремальных условиях тумана, который заполнил кабину после разгерметизации, сильных болей по всему телу из-за острой декомпрессионной болезни и быстро пропавшего слуха из-за лопнувших барабанных перепонок космонавты закрыли не тот клапан и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский (по другим данным, Виктор Пацаев) обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её.

Кроме того, расположение клапана и ручек управления было таким, что для работы с ними необходимо было покинуть кресло. На этот недостаток указывали лётчики-испытатели, для которых подобное недопустимо.

После катастрофы последовал 27-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз» (следующий пилотируемый корабль «Союз-12» был запущен 27 сентября 1973 года). За это время были пересмотрены многие концепции: компоновка органов управления корабля была сделана более эргономичной; операции выведения на орбиту и спуска на Землю стали проводить только в скафандрах «Сокол», экипаж стал состоять из двух человек (частично место третьего члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности лёгких скафандров, в составе которой заметный объём занимали баллоны с запасом сжатого кислорода).

В 1973 году на месте приземления «Союз-11» был установлен мемориальный знак. В 1974 году — монумент памяти. В 2008 году разрушен вандалами. В 2013 году установлена мемориальная доска с подписью «Жезказган помнит». Открытие восстановленного памятника «Трём Героям» состоялось 7 июля 2016 года.

В честь погибших космонавтов названы астероиды (1789) Добровольский, (1790) Волков и (1791) Пацаев и кратеры на обратной стороне Луны. Также в память о «Союзе-11» названы холмы на Плутоне (название, предложенное программой «Новые горизонты», пока не утверждено Международным астрономическим союзом).

Именем Пацаева названы:

улицы в Актобе и Алге, Калининграде, Калуге, Владивостоке, Орске, Пензе, а в Ростове-на-Дону, Черкассах и Сатпаеве в год смерти лётчиков по три улицы были названы их именами, в городе Долгопрудном назван его именем проспект. Увековечена память о Пацаеве в названиях улиц других городов и посёлков;

научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев»;

Увековечен в скульптурной композиции «Павший астронавт» — первой и пока единственной художественной инсталляции на Луне.