"Троица" Рублёва- самая распиаренная икона на сегодня, а, меж тем, ещё 100-120 назад её никто не знал.
В начале 20 века вдруг пошла мода иконы расчищать. Раньше не расчищали, висели они себе и висели, никого не трогали, а тут вдруг спохватились: начали вытаскивать иконы из окладов, реставрировать и давать им атрибуцию: мол, эти доски расписывал тот или иной товарищ пятьсот лет назад.
С явлением икон народу люди получали биографию иконописца, библейский комментарий к содержанию изображения и историю написания образа с перекрестными ссылками.
Например, "Троица" Неразрывно связана с именем Сергия Радонежского, ученик которого якобы попросил написать икону для Троицкого собора.
#ноэтонеточно
Итак, икона висела до начала 20 века, не пользовалась ни популярностью, ни известностью, ибо не мироточила и не избавляла страждущих от недугов и вдруг по непонятным причинам её освобождают от оклада и начинают освобождать от поздних наслоений чтобы обнажить самый ранний.
В реставрации такой приём реставрации называется "раскрытие"
Здесь возникает вопрос: а откуда реставраторы знают, что икона содержит несколько слоёв изображений? А, может, под слоем "Андрея Рублёва" Лежит более древний слой? 👀
Господин Гурьянов, иконописец и реставратор начала 20 века, "поновил" Икону в соответствии с собственным представлением о прекрасном. Нам говорят, что он счистил более поздние слои, чтобы обнажить слой 15 века.
Но давайте смотреть глазами.
Была некая икона. Гурьянов очищает её не от слоёв, а от деталей, рисует что-то там заново и говорит, что это 15 век👀👌
Ну, просто браво.
Но на этом ещё не конец.
В 1918 году опять потемневшую икону опять "поновили". Именно тогда реставраторы придали иконе облик иконы 15 века в соответствии с тем, что принято считать обликом иконы 15 века.
То, что нам показывают в музее- результат наслоений Гурьянова и реставраторов 1918 года.
Хочется спросить: а при чем тут Рублёв?
Икону атрибутировали как принадлежащую Рублёву в начале 20 века, и эта атрибуция стала считаться неоспоримой.
Про Андрея Рублёва мы знаем только из одноимённого фильма Андрея Тарковского, да из летописей, при этом фильм более реалистичней, чем летописи, ведь его можно включить и посмотреть, а оригиналы летописей вряд ли вам покажут, даже если это список списка со списка. Как подделывают летописи, читайте
тут
Таким образом, мы видим ещё один пример того, как создаются материальные свидетельства якобы истории 15 века. И не подкопаться: икона висела в музее под стеклом, признана шедевром. Правда, теперь на неё РПЦ любоваться будет, но суть от этого не меняется)
#андрейрублев #иконы #старинныеиконы #рпц #реставрация #музей #шедевр #веселаяистория
#троица