"Оборона Петрограда". ЗОЖ и Колесо Сансары.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.

Есть такой канал на ютубе, «Арзамас», просветительский, с роликом про искусство ХХ века в России. И, если судить по этому ролику, то век мирискуссников и авангардистов закончил кровавый дядюшка Сталин, заставлявший художников рисовать бесконечное число своих портретов. Так ли это было на самом деле? И при чём здесь Микеланджело? Давайте разбираться на примере сегодняшней работы. Вашему вниманию – Александр Александрович Дейнека - «Оборона Петрограда».

А.А. Дейнека "Оборона Петрограда" 1928 г. Холст, масло. 218х354 см.
А.А. Дейнека "Оборона Петрограда" 1928 г. Холст, масло. 218х354 см.

Всем знакомо такое понятие, как серебряный век русской литературы. Некоторые даже помнят, из школьной программы такие слова, как «акмеизм», «футуризм», термин «верлибр» и, то самое, «о закрой свои бледные ноги». Но что в живописи происходило – помнят не все.

Мы с вами знаем, что несколько веков назад один стиль мог просуществовать несколько десятков, а то и сотен лет (если речь, например, об архаике). Но с начала 20 века каждое творческое объединение, а то и каждый отдельный художник придумывал свой стиль. И это было не просто, что «я вот так написал, потому что захотел, а что захотел и имел в виду – сами думайте». Не-не-не, каждая новая выдумка сопровождалась воооот таким талмудом, тобишь манифестом, объясняющим, в чём конкретно суть. Не сказать, что всегда, после прочтения, зрителю становилось понятнее, главное что до двадцатого века такого ещё не было.

Кандинский В.В. с котом (или кошкой).
Кандинский В.В. с котом (или кошкой).

Примеры: Кандинский в своей работе «о духовном в искусстве» объяснил, что такое абстракционизм. До того, как этот самый абстракционизм был придуман. Малевичем же написана тысяча и одна страница про супрематизм и половина из них – про тот самый чёрный квадрат. К «Чёрному Квадрату» мы ещё вернёмся, не переключайтесь.

Малевич К.С. "Автопортрет"
Малевич К.С. "Автопортрет"

Лучизм, кубофутуризм, неопримитивизм – всё это в бред воспалённых сознаний голодающих и больных холерой художников. Вот таких слов вы от меня ждёте, да? Ведь «Настя, ты глумишься над Пикассо и не понимаешь Поллока, вот и не трогай Малевича с Кандинским!» А я хочу – и буду трогать. *тык* Но ласково.

Вот это лучизм.
Вот это лучизм.

А это кубофутуризм. Не нужно их путать.
А это кубофутуризм. Не нужно их путать.

Итак, краткий экскурс в русский авангард. Сначала вспомним, когда начал умирать реализм? Правильно. Когда изобрели фотоаппарат. И художники решили «будем писать так, как видим». Вот передвижники видели печаль простого народа – печаль эту и писали. Пришли мирискуссники и такие – что то у вас один мрак, печаль и тоска, и вообще всё морально устарело, а мы будем делать красиво и современно. Потому что в нашу эпоху искусство оценивается именно по критерию красивости-некрасивости. Стоп, тут какие-то бубновые валеты пришли с ослиными хвостами на наши выставки? Что это такое? Не, нам не нравится, но не потому что наши идеи устарели и изжили себя, а потому что нам нам новые работы нет, не непонятны, просто кажутся некрасивыми. Ну ладно, если честно, то непонятно.»

А как понять-то? Смотрите – берём, например, портрет. Это у нас красавчик Альбрехт Дюрер изобразил себя в возрасте 22 лет в 1493 году. Что мы видим? Реалистичные пропорции, детализацию лучше чем в ведьмаке, складочки на одежде, видно даже отдельные волоски на усах и бороде. Казалось бы, вот оно, magnum opus всего рода человеческого, сжигаем холсты и смываем краски в унитаз, мы достигли совершенства.

Альбрехт Дюрер. "Автопортрет" 1493 г.
Альбрехт Дюрер. "Автопортрет" 1493 г.

Но тут врывается Дега и говорит: «живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости и фантазии, ибо людям скучно, если вы им выкладываете совершенно ясное значение» И все такие: «ммм, круто звучит! Меньше деталей – больше загадки. Давайте упрощать.» Попробовали – понравилось. А потом подумали ,что если любой изображённый предмет, да даже человека, можно упростить до геометрических деталей, значит можно только геометрические фигуры и рисовать. Проще! Ещё проще! Подождите – воскликнули художники – а давайте рисовать композицию, но не конкретно какую-то, а в отрыве от реальности! Мы упрощаем и упрощаем, но до сих искусство получается? «Не, ну я не знаю тогда куда проще, если только так» – сказал Казимир Малевич, и представил на выставке на выставке 0,10 «чёрный квадрат».

Казимир Малевич "Чёрный супрематический квадрат" 1915 г. Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см
Казимир Малевич "Чёрный супрематический квадрат" 1915 г. Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см

«О, вот так прям хорошо,» вздохнули авангардисты, «а Бенуа что пишет? Не нравится? Не следовало ставить в красный угол на месте иконы? Пффф, бумер.»

Ну вы понимаете, да? Белые квадраты и чёрные кресты – это не про «ой, я тоже так могу», не про мастерство передачи реального, не про фигуративное искусство. Авангард это про концепт, идею, дизайн. Хотите реалистичных деталюшечек – езжайте в Италию да смотрите на фрески в Сикстинской Капелле. А здесь у нас новое время, новая страна и новые идеалы. И их мы отражаем в архитектуре, плакатах, книжны иллюстрациях и даже в принтах для ткани. Не научись человек упрощать – никаких бы не было комиксов, смайлов и так любимого нами шведского минимализма в интерьерах.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.-8

Но как мы от спортсменов Малевича перешли к «Утро нашей родины» кисти Шурпинова? Почему многочисленные нефигуративные -измы пропали при Сталине и вернулись только в период гласности? Почему сначала все рисовали кубы и лучи, а потом раз, и принялись за рисование пионеров, героев труда и вождей мирового пролетариата? У меня конечно есть предположение: при Сталине в стране меньше стали распространять то, что любил Михаил Булгаков, а то что любил Михаил Горшенёв ещё не начали распространять.

Но это всё мои домыслы и догадки. Как было на самом деле:

Сначала пришли ахрровцы и сказали:

  • Вот вы, абстракционисты-супрематисты, конечно, молодцы, что пытаетесь примазаться к современной повесточке, но получается у вас, извините, какая-то дичь...
  • Не дичь, а заумь.
  • Вы меня не поправляйте, Казимир Северинович, я вам не трусы. Мы считаем, что картины должны учить чему-то, и быть понятны без толстенных манифестов, а то у нас пол-страны научилось читать только позавчера.

И стали ахрровцы создавать такие картины, которые могли написать Поленов, Суриков или Васнецов, заинтересуйся они социалистической действительностью.

Митрофан Греков, «Трубачи Первой Конной».
Митрофан Греков, «Трубачи Первой Конной».

И вроде всё устаканилось, но пришли остовцы и такие:

  • Неее, товарищи ахрровцы, это всё конечно хорошо, но зря вы отрицаете современные художественные приёмы...
  • Правильно говорите, ещё как отрицают!
  • Пожалуйста, кто-нибудь, угомоните Малевича.

Поэтому что ахрровцы, что остовцы воспевали советскую действительность, но разными художественными приёмами.

Константин Фёдорович Юон "Новая Планета"
Константин Фёдорович Юон "Новая Планета"

Их разногласия закончились к 1932 году, когда все творческие объединения были распущены и собраны в один единственный Союз Художников СССР.

В художественно объединении «ОСТ» состоял Александр Александрович Дейнека. Он знаменит своими работами, восхваляющими спорт, физическую культуру и здоровый образ жизни в целом. Подобно античным мастерам и мастерам эпохи ренессанс он восхищался красотой человеческого тела и прекрасно умел изобразить его в идеализированных пропорциях.

А.А. Дейнека "Автопортрет" (фрагмент)
А.А. Дейнека "Автопортрет" (фрагмент)

Взгляните только на такие работы как «раздолье», «купальщицы» или «после боя». Никакой пошлятины, одна эстетика. Ну чем вам не ренессанс? Но это пример поздних работ Дейнеки.

А.А. Дейнека "После боя"
А.А. Дейнека "После боя"

А пока на дворе 1928 год:

  • Первый полёт самолёта у-2, более известного под названием «Кукурузник»
  • Первое появление на экране четы Маус – Микки и Минни
  • В СССР начинается первая пятилетка.
  • Родились Юрий Яковлев, Эрнесто Че Гевара и Осаму Тэдзука

И именно в 1928 году была написана работа «Оборона Петрограда». Эта картина относится к раннему периоду творчества Дейнеки, являясь первой в хронологии его известнейших картин. Давайте рассмотрим её поближе.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.-13

Мало будет сказать, что она монументальная, картина – монументальнейшая. Размер её - 218 на 354 сантиметра. Написана маслом на холсте.

Полотно это исторического жанра и посвящено событиям гражданской воны, в ходе которой красная рабоче-крестьянская армия сражалась против белых войск. Подробнее о гражданской войне в россии вы можете узнать вот в этом видео Алексея Вячеславовича.

Композиционно картина делится на две части – в нижней части мы наблюдаем солдат, идущих на фронт, а в верхней – раненых бойцов, идущих обратно. Это деление создаёт цикличную композицию, и цикличность эту подчёркивает товарищ в левой нижней части картины, тот что с перемотанной головой. Обратите внимание, он словно был ранен, но оклемался, подлечился и снова идёт на фронт.

Оммаж на идею круговорота солдат вы могли наблюдать в фильме Балабанова «Груз 200», в том моменте, когда из самолёта выгрузили цинковые гробы, и тут же на борт поднялась рота солдат, что должна отправиться в Афганистан.

Груз 200. Кадр из фильма.
Груз 200. Кадр из фильма.

Кстати, если вы хотите увидеть обзор на этот фильм в нашей рубрике «про кино» – поставьте плюсик в комментариях.

Картина относится к стилю соцреализм, не смотря на то, что термин соцреализм появился только в тридцатых годах. Но подробнее об этом стиле я расскажу вам в следующем нашем ролике.

Главная идея картины – это, конечно, антимилитаризм. Да, мы можем сказать, что персонажи нижней части картины довольно бодро идут на фронт, и это должно мотивировать зрителей идти, в случае чего, с голой грудью на амбразуру, но этому противоречит наличие верхней части композиция и общая мрачность выбранных тонов. Дейнека не понаслышке знал об ужасах войны – он сам участвовал в обороне Курска.

В этом и актуальность данной работы. Будем надеяться, что когда-нибудь этот цикл будет разорван. А на этом всё, с вами было «Картавое искусствоведение», всего доброго, до новых встреч.