Вебтун – южнокорейские цифровые комиксы. Созданные для чтения со смартфона.
Термин "Вебтун" состоит из двух слов : "web" (сеть) и "cartoon" (мультфильм). Жанр получил распространение вместе с ростом количества активных пользователей интернета, которые стали выкладывать свои работы в различных сообществах и веб-сайтах.
Их чтение предполагает вертикальную прокрутку, в связи с чем они выходят за рамки "клеток" бумажной версии, давая простор для экспериментов автора и воображения читателя. На сегодняшний день жанр вебтуна больше не ограничен рамками интернет-пространства, на его основе снимаются сериалы, кино и анимационные фильмы, ставятся мюзиклы.
Платформа Never Webtoon за последние пять лет увеличила свою аудиторию по всему миру в 4 раза!
Если в 2017 году платформой пользовалось около 46 миллионов человек, то 2023 году это число уже переваливает за 180 миллионов.
Аналогичный рост происходит и у других корейских платформ.
Kakao Entertainment завоёвывает всё больше сердец в Америке (Tapas) и Японии (Kakao Piccoma); эти платформы возглавили топы популярных приложений для чтения комиксов.
В ноябре 2022 года в России была запущена платформа {Мой Комикс}. Это первая официальная корейская платформа для чтения вебтунов на русском языке от ведущих корейских авторов. Сейчас приложение имеет более 140 тысяч скачиваний российскими пользователями!
А не так давно, благодаря сотрудничеству "Мой Комикс" и Корейскому культурному центру, была проведена выставка посвящённая вебтунам, длилась она с 30 марта по 31 мая. На выставке были представлены эпизоды из следующих вебтунов:
•Поднятие уровня в одиночку (나 혼자만 레벨업)
• Прошу, не ешь меня (나를 잡아먹지 말아줘)
•Да как у злодейки может быть верность? (악녀에게 의리가 어디있어)
• Великий расхититель гробниц (도굴왕)
• Нисхождение демонического мастера (마존현세강림기)
•Злодей узнал мое истинное лицо (악역에게 정체를 들켜버렸다)
|•Ну и конечно же мы сами посетили это мероприятие), на основе чего были созданы мини-обзоры на некоторые представленные композиции выставки -
Внутренняя кухня индустрии вебтунов: лицензирование, кто рисует, издательская деятельность
°Как работает лицензия?
Выпуск вебтунов невозможен без участия издательств.
Изначально исключительным правом на созданный контент владеет только его автор. Когда автор делится своими работами в личном пространстве (паблик, социальные сети и т.п.), он всё ещё сохраняет это исключительное право на свои произведения.
В ходе сотрудничества с издательством, автор подписывает договор о полном или частичном отчуждении авторского права на созданный им контент.
Через этот договор издательство получает право на копирование или распространение контента, а также на извлечение из этого личной прибыли. В обмен на это издательство выплачивает автору гонорар.
Если контент реализуется по коммерческой лицензии, копировать, распространять и извлекать из него прибыль имеет право только владелец лизензии.
°Кто такие манхваки?
Многие тайтлы создаются единолично. Над ними работает один человек, который сам придумывает историю, и сам же реализовывает.
Однако, еженедельный выпуск истории - задачка не из простых. Да, как правило, главы рисуются с небольшим запасом на случай пропуска дедлайна. Но манхваки тоже люди, они не защищены от форс-мажоров и болезней.
Для издательств – это огромные риски. Так что теперь компании предпочитают работать с коллективами авторов. Это сильно снижает нагрузку на центрального манхваку, и история может радовать читателей гораздо больше и дольше!
°Зачем нужны издательства?
Издательство - это пропускной пункт для авторов. Чтобы он смог опубликовать свою историю на крупной платформе с вебтунами, ему нужно заключить эксклюзивный договор с издательством. А у них, в свою очередь, есть либо собственная платформа, либо выход на них на основании договоров о сотрудничестве.
Создание и выпуск достаточно сложный, комплексный процесс. Как правило издательства курируют его целиком, начиная с разработки идеи, и заканчивая созданием материалов для продвижения истории. Над этим трудятся целые команды.
Количество читателей с годами только растёт. Благодаря разнообразию, быстроте развития сюжета и удобному формату южнокорейские цифровые комиксы набирают всё большую популярность во всём мире.