Найти в Дзене
Ансамбль «Гренада»

Рассказы о музыкальных инструментах: Укулеле

«С помощью музыкальных инструментов мы перемещаемся во времени, ощущая колорит эпох».
Сергей Николаевич Владимирский «Прыгающая блоха» Судьбы музыкальных инструментов, порой, не менее интересны, чем судьбы людей. Взять, к примеру, старинную четырехструнную гитарку, маленького размера, родина которой Португалия. В Португалии эта гитарка называлась «Мачете да Брага». Брага по-португальски – плечо. Держали эту гитару, приподняв выше локтя, почти у самого плеча. Мачете да Брага - ярчайший пример проникновения португальской культуры, точнее, проникновения философии локального португальского музыкального инструмента с острова Мадейра в различные музыкальные культуры стран, которые никакого отношения к Португалии, казалось бы, не имели и не могли иметь. А начиналось все это так: 23 августа 1879 года к причалу Гонолулу пристал корабль «Равенскраг». На его борту было около четырехсот португальцев, с острова Мадейра, которые прибыли на Гавайи, чтобы работать на плантациях сахарного тростника. Ш
Оглавление
Укулеле
Укулеле
«С помощью музыкальных инструментов мы перемещаемся во времени, ощущая колорит эпох».
Сергей Николаевич Владимирский

«Прыгающая блоха»

Судьбы музыкальных инструментов, порой, не менее интересны, чем судьбы людей. Взять, к примеру, старинную четырехструнную гитарку, маленького размера, родина которой Португалия. В Португалии эта гитарка называлась «Мачете да Брага». Брага по-португальски – плечо. Держали эту гитару, приподняв выше локтя, почти у самого плеча. Мачете да Брага - ярчайший пример проникновения португальской культуры, точнее, проникновения философии локального португальского музыкального инструмента с острова Мадейра в различные музыкальные культуры стран, которые никакого отношения к Португалии, казалось бы, не имели и не могли иметь.

А начиналось все это так: 23 августа 1879 года к причалу Гонолулу пристал корабль «Равенскраг». На его борту было около четырехсот португальцев, с острова Мадейра, которые прибыли на Гавайи, чтобы работать на плантациях сахарного тростника. Шли они чуть ли не пять месяцев, проделали огромный путь в 15 000 миль, потому что никакого Панамского канала тогда и в помине не было! И вот, когда они приплыли в Гонолулу, Жоао Фернандес, по прозвищу Брагинья (звали его так, потому что он был фанатичным любителем игры на Мачете да Брага) на радостях спрыгнул с корабля, и стал наяривать на своем инструменте такие залихватские мелодии, что все опешили. Пальцы музыканта летали, как шустрые и проворные птички. Удивленные жители Гавайи посмотрели на то, с какой скоростью бегают его пальцы по струнам маленькой гитарки, и, не сговариваясь, одновременно воскликнули: «Укулеле!». Что в переводе с гавайского означало, «прыгающая блоха».

Так за португальским инструментом Мачете да Брага на Гавайях укрепилось название укулеле – прыгающая блоха.

Гавайский Королевский квартет укулеле

В течение последующих десяти лет все жители на Гавайях, сколь-нибудь тяготеющие к музыке, овладели этим нехитрым инструментом.
Известно, что даже все без исключения члены царской семьи (король с
королевой, их дети) брали уроки игры на укулеле у португальского торговца Аугустиньо Диаса. На укулеле прекрасно играл сам король Давид Калакауа, его жена – Лили Уокалани, принц Лелейохоку, и принцесса Ликелике. Вот такой у них был венценосный квартет. Таким образом, португальский инструмент с его португальской философией стал инструментом другого народа, национальной гитарой укулеле.

Давид Калакауа - VII король Гавайских островов из династии Калакауа
Давид Калакауа - VII король Гавайских островов из династии Калакауа

Известно, что португальцы в свое время активно занимались работорговлей и колонизацией. Во всем этом плохом деле есть небольшой плюс - проникновение португальской культуры.

Послушайте как Сезария Эвора – королева музыки с островов Зеленого мыса – поет свои песни в сопровождении небольшого акустического инструментального состава. И что же мы слышим, чей высокий, ясный голосок звучит поверх всех инструментов. Да, это голосок той самой Мачете да Брага, которая стала родной в Гонолулу, на Гавайских островах, и освоила гавайский репертуар и гавайскую философию. Только здесь это уже кабовердианская музыка, это музыка черной Африки. И здесь этот инструмент пришелся к месту и без него уже нет тарафа, уже нет состава, нет гармонии музыкальной. Уберите этот инструмент из оркестра Сезарии Эворы, и вы очень многое потеряете.