Найти тему
17,8K подписчиков

Шишкин, Пушкин, адмирал Мордвинов, Некрасов и Дюма – где они встретились под Петербургом?

197 прочитали

Приглашаю вас в #Петербург по воскресеньям!

И снова рассказываю о необычных, но малоизвестных местах Петродворцового района и южного берега Финского залива.

Не одними дворцами, как говорится, жив любознательный турист и краевед в Стрельне, Петергофе и Ломоносове. Есть много необычных, мест в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума (Ломоносова), которые не на слуху, но достойны посещения и рассказа о них.

Приглашаю вас в #Петербург по воскресеньям! И снова рассказываю о необычных, но малоизвестных местах Петродворцового района и южного берега Финского залива.

Одно из таких мест - Мартышкино, усадьба Мордвиновка, Мордвиновские дубы, которые в 1891 году Шишкин изобразил на своих полотнах.

Как и везде в Петербурге, в этом месте тесно переплелись история, судьбы людей, литература и искусство.

В самом Мартышкино есть улицы Верещагина, Серова, Репина, Панаева (здесь была его дача и бывал Некрасов), Некрасова, Дюма, Мусоргского, Анны Павловой и конечно, Шишкина.

А не существующая ныне усадьба с 1822 по 1845 гг принадлежала адмиралу, графу (с 1834 года) Николаю Семёновичу Мордвинову (1754-1845), которому А.С.Пушкин посвятил стихотворение «Мордвинову»:

Мордвинову
Под хладом старости угрюмо угасал
Единый из седых орлов Екатерины.
В крылах отяжелев, он небо забывал
И Пинда острые вершины.
В то время ты вставал: твой луч его согрел,
Он поднял к небесам и крылья и зеницы
И с шумной радостью взыграл и полетел
Во сретенье твоей денницы.
Мордвинов, не вотще Петров тебя любил,
Тобой гордится он и на брегах Коцита:
Ты лиру оправдал, ты ввек не изменил
Надеждам вещего пиита.
Как славно ты сдержал пророчество его!
Сияя доблестью, и славой, и наукой,
В советах недвижим у места своего,
Стоишь ты, новый Долгорукой.
Так, в пенистый поток с вершины гор скатясь,
Стоит седой утес, вотще брега трепещут,
Вотще грохочет гром и волны, вкруг мутясь,
И увиваются и плещут.
Один, на рамена поднявши мощный труд,
Ты зорко бодрствуешь над царскою казною,
Вдовицы бедный лепт и дань сибирских руд
Равно священны пред тобою.
1826 г.

Мордвинов - единственный член государственного суда, проголосовавший против казни декабристов, а иногда именно его называют идейным вдохновителем декабристского движения. Позже усадьба принадлежала его потомкам.

Усадьба не сохранилась. Но стоят до сих пор три могучих дерева (одно из которых, к сожалению, уже умерло).

Эти три дуба стояли возле главного дома. Дочь Мордвинова Надежда в своих воспоминаниях отмечала, что эти дубы были большими уже в царствование Александра I: «Неизвестно, кем они были посажены, но, вероятно, ещё при Петре Великом, а, может быть, и ранее».

Летом 1891 года Шишкин навещает графиню Мордвинову и пишет несколько видов имения: «Мордвиновские дубы», где просматривается деревянный одноэтажный флигель усадьбы (Русский музей), «В парке дачи графа "Мордвинова" (Музей Академии художеств), «В лесу графини Мордвиновой» (Третьяковская галерея) и «Лес в Мордвинове» (Тульский художественный музей).

До революции в Мартышкино жили и снимали дачи многие известные люди: художники Кипренский, Репин, Левитан, Бенуа, Саврасов и Шишкин, композиторы Кюи и Глазунов, литераторы Некрасов и Панаев.

На даче Панаева в 1858 году гостил автор «Трёх мушкетёров» Александр Дюма. Его именем в 1967 году была названа одна из мартышкинских улиц длиной 860 метров. Французскому романисту так понравилось место дачи и гостеприимство Панаевых, что он несколько раз посещал их, после чего Авдотья Панаева написала в своих дневниках: "Дюма был для меня кошмаром в продолжение своего пребывания в Петербурге"))

Приглашаю вас в #Петербург по воскресеньям! И снова рассказываю о необычных, но малоизвестных местах Петродворцового района и южного берега Финского залива.-5

Учеными точно установлено, что деревьям этим не менее 250 лет. В 2003 году окончательно высох самый большой дуб из знаменитой исторической тройки. Сегодня нет единого мнения о судьбе засохшего дуба: стоять ему в качестве достопримечательности или спилить. Но даже умерший этот исполин производит необыкновенное впечатление. Сейчас его огородили для безопасности туристов, которые здесь есть всегда.

В мае мы ездили смотреть на дубы – постоянно приходят люди на это историческое место, где природа и человеческая история так тесно переплелись.

Думаю, что спилить такого красавца было бы варварством, если он простоял засохшим уже 20 лет, то может быть и еще 50 простоит.