79 подписчиков

Вольфганг Амадей Моцарт

Портрет австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), написанный Барбарой Крофт в 1819 году.
Портрет австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), написанный Барбарой Крофт в 1819 году.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - австрийский композитор, автор широкого спектра произведений, включая фортепианные концерты, струнные квартеты, симфонии, оперы и духовную музыку. Считающийся одним из или, возможно, величайшим музыкальным талантом всех времен, Моцарт умер без гроша в кармане в возрасте 35 лет и был похоронен в безымянной могиле, но его утонченное, выразительное и радостное творчество продолжает очаровывать и сегодня.

Вольфганг Амадей Моцарт (крещенный как Иоаннес Хризостомус Вольфгангус Теофилус) родился в Зальцбурге, Австрия, 27 января 1756 года. Его отцом был Леопольд Моцарт (1719-1787), скрипач и композитор, а матерью - Анна Мария Пертль, которая увеличивала семейный доход за счет изготовления кружев. Вольфганг был младшим из семерых детей супругов. Леопольд играл в оркестре архиепископа Зальцбургского с 1743 года и написал популярный трактат об игре на скрипке; он зарабатывал собственной игрой достаточно, чтобы жить на Гетрайдегассе (№ 9) в Зальцбурге.

Вольфганг был вундеркиндом и с пяти лет играл на музыкальных инструментах. Его старшая сестра Мария Анна (по прозвищу Наннерль, 1751-1829), также была талантливой пианисткой. Мария Анна, будучи девушкой и жертвой социальных ограничений того периода, была вынуждена отказаться от любой идеи публичного выступления. Вольфганг, тем временем, продолжал завораживать своим природным талантом, поражая публику не только своей игрой, но и такими "трюками", как импровизация, безупречное чтение с листа любого произведения, игра на клавиатуре, покрытой тканью, и идеальное воспроизведение музыки, которую он услышал впервые.

В возрасте шести лет Вольфганг уже был достаточно хорош, чтобы произвести впечатление на курфюрста Баварии в Мюнхене и на императрицу Марию Терезию в венском дворце Шёнбрунн. В следующем, 1763 году, публика Вольфганга стала еще более царственной, когда он выступил в Париже перед королем Франции Людовиком XV (годы правления 1715–1774) и королем Великобритании Георгом III (годы правления 1760–1820) в Лондоне.

Удивительно, но в возрасте всего 8 лет Моцарт представил в Париже четыре фортепианные сонаты. Он также был занят своей первой симфонией, а вскоре после этого и своей первой оперой. Последнее произведение, названное La finta semplice (Притворный простак), представляло собой комическую оперу, впервые исполненную в Зальцбурге в мае 1769 года.

Здесь действительно бушевал новый музыкальный талант, но за это пришлось платить. Прославляемый своим талантом и неспособный приобрести необходимые личные навыки, которые большинство детей приобретают при подготовке к взрослой жизни, Моцарт был не совсем разносторонней личностью. По словам его первого биографа Фридриха Шлихтегроля:

Ибо точно так же, как это редкое существо рано стало мужчиной в том, что касалось его искусства, он всегда оставался – как должен сказать о нем беспристрастный наблюдатель – почти во всем остальном ребенком. Он так и не научился управлять собой. К домашнему порядку, к разумному распоряжению деньгами, к умеренности и мудрому выбору в удовольствиях он не испытывал никаких чувств. Он всегда нуждался в направляющей руке.

Гораздо более поздний музыкальный историк К. Шонберг дает следующее язвительное описание характера и телосложения Моцарта:

Он вырос непростым человеком со сложным характером и беспрецедентной способностью наживать врагов. Он был бестактен, высказывался импульсивно, говорил именно то, что думал о других музыкантах (у него редко находилось подходящее слово), был склонен к высокомерию и заносчивости, и у него было очень мало настоящих друзей в музыкальном сообществе. У него была репутация человека легкомысленного, вспыльчивого, упрямого…Кроме того, физически он не был гламурной фигурой. Он был очень невысок ростом; его желтоватое лицо было изрыто оспинами; голова была слишком велика для его хрупкого телосложения. Он был близорук, у него были голубые глаза, которые имели тенденцию выпячиваться, густая шевелюра, большой нос и пухлые руки.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - австрийский композитор, автор широкого спектра произведений, включая фортепианные концерты, струнные квартеты, симфонии, оперы и духовную музыку.-2

Музыкальное образование Вольфганга продолжалось в Италии с декабря 1769 года. Семью Моцартов, безусловно, не пугали неудобные условия путешествий по Европе 18-го века, и они отправились в грандиозное турне, в ходе которого посетили Милан, Флоренцию, Неаполь и Рим (где он получил папское рыцарское звание). Столь же неустрашимый его нежным возрастом, герцогский двор в Милане поручил Моцарту написать новую (на этот раз серьезную) оперу, и он должным образом исполнил "Mitridate, re di ponto" (Митридат, царь Понта). Работа была выполнена в декабре 1770 года с большим успехом. Зальцбург становился слишком ограниченным домом для Моцарта теперь, когда он увидел великие столицы Европы.

Некоторые историки критиковали Леопольда Моцарта за то, что он постоянно гастролировал со своим сыном, но, учитывая его собственное музыкальное образование, вполне вероятно, что он не был полностью мотивирован финансовой выгодой. Кроме того, знакомство с различными культурами в юности пошло на пользу музыке Вольфганга, поскольку сочетание его природного таланта с чувствительностью к музыке других "дало ему уникальную смесь индивидуальности и универсальности". На этом этапе своего музыкального развития Моцарт находился под особым влиянием музыки Йозефа Гайдна (1732-1809), с которым он встречался лично, и Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750).

Моцарт стремился постоянно работать при миланском дворе, но этому не суждено было сбыться, и поэтому он вернулся в Зальцбург, где в 1772 году был назначен концертмейстером архиепископа, руководителем придворного оркестра. Это была первая оплачиваемая должность Моцарта. В 1775 году в Мюнхене состоялась премьера оперы Моцарта "La finta giardiniera" ("Притворяющийся садовником"). Страстно желая снова отправиться в путешествие, Моцарт попросил разрешения у своего архиепископа, получил отказ, а затем был уволен.

Направляясь в Париж, Моцарт и его мать по пути остановились в немецком Мангейме. Там Моцарт влюбился в певицу-сопрано Алоизию Вебер, но из этого ничего не вышло, и он переехал во французскую столицу. Теперь Моцарт изо всех сил старался привлечь к себе внимание в Париже, хотя ему предложили второстепенную должность органиста в Версале. Он больше не был вундеркиндом, а просто еще одним музыкантом, пытающимся пробить себе дорогу в непостоянном музыкальном бизнесе.

Он также был немного самоуверен в отношении своего таланта, который здесь и в других местах часто становился камнем преткновения на пути продвижения его карьеры. Моцарт, по крайней мере, написал несколько новых произведений, включая Парижскую симфонию (no. 31), но когда его мать внезапно умерла, он вернулся в Австрию в 1779 году, остановившись в Мангейме, где Алоизия в очередной раз совершенно ясно продемонстрировала свое безразличие к музыканту.

Картина Иоганна делла Кроче, написанная около 1781 года, на которой изображен Леопольд Моцарт (1719-1787) и двое его детей, Мария Анна (по прозвищу Наннерль, 1751-1829) и Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791).
Картина Иоганна делла Кроче, написанная около 1781 года, на которой изображен Леопольд Моцарт (1719-1787) и двое его детей, Мария Анна (по прозвищу Наннерль, 1751-1829) и Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791).

В конце 1770-х годов Моцарт усердно выполнял свои придворные обязанности, сочинив целый ряд симфоний, серенад и концертов. В 1780 году Мюнхену снова повезло, когда он получил заказ на постановку там новой оперы. Моцарт придумал "Идоменея", в которой мастерски сочетались музыка и сильные характеры, она считается его первой великой оперой и впервые была исполнен в январе 1781 года. Зальцбург становился слишком ограниченным домом для композитора теперь, когда он увидел великие столицы Европы. Моцарт также был недоволен новым архиепископом, который не был заинтересован в том, чтобы заказывать для церковных служб сложные произведения, которые ему теперь было интересно сочинять.

В марте 1781 года Моцарт покинул Зальцбург ради более широких карьерных горизонтов, предлагаемых Веной. В австрийской столице он зарабатывал на жизнь преподаванием, сочинением камерной музыки и проведением частных концертов для богатых, где он опробовал свои новые композиции, часто дирижируя. В 1782 году он написал оперу "Похищение из гарема" (она же Сераль), которая имела успех; особенно понравилась ее ария "Martern aller Arten". Опера не обошлась без недоброжелателей: Иосиф II, император Священной Римской империи (1765-1790), как и многие другие, отмечал в отношении часто сложных произведений Моцарта, что в ней "слишком много нот" (Арнольд, 1211).

Примерно с 1782 года Моцарт начал сочинять более инновационную музыку с точки зрения спектра используемых инструментов. Он использовал струнные инструменты, рожки и гобой, но добавил к этой традиционной группе флейты, кларнеты, альты, фаготы, трубы и литавры. Моцарт был обеспокоен тем, что люди копируют его музыку, и по этой причине он редко давал разрешение на ее распространение в печатном виде. Сам Моцарт вел подробные каталоги своих сочинений. Тем не менее, жизнь в Вене для музыканта-фрилансера была тяжелой.

Моцарт женился на Констанце Вебер (1762-1842), певице-любительнице, 4 августа 1782 года. Моцарт описал ее довольно нелестно: "Она не уродина, но ни в коем случае не красавица…Она не остроумна, но у нее достаточно здравого смысла". Отец Моцарта не одобрял такого скромного выбора, но он ничего не мог с этим поделать. У супругов было шестеро детей, но только двое пережили младенчество: Карл Томас Мария (1784-1858) и Франц Ксавер Вольфганг (1791-1844), который, как и его отец, стал музыкантом и композитором. Брак Вольфганга и Констанцы, похоже, был счастливым, и стабильность, которую он принес, наряду с новой жизнью вдали от Зальцбурга, пошла композитору на пользу.

Как отмечает Шонберг, "1781 год знаменует собой период зрелости Моцарта, и практически каждое последующее произведение является шедевром".

Рояль Моцарта
Рояль Моцарта

Моцарт всегда стремился преуспеть в области оперы. В 1786 году он завершил свою оперу "Свадьба Фигаро" ("The Marriage of Figaro"), которая была основана на пьесе Пьера Бомарше "О женитьбе Фигаро". Пьеса была печально известна своими комическими нападками на аристократическую мораль и была запрещена в Вене. Либреттистом Моцарта был Лоренцо Да Понте (1749-1838), поэт венского двора. В истории, рассказанной в четырех действиях, Фигаро готовится жениться на Сюзанне, за которой наблюдает граф, в то же время Фигаро должен отказаться от обещания жениться на другой женщине (Марселине), если он не выплатит долг.

Опера Моцарта считается шедевром, но она не была хорошо принята венцами на премьере 1 мая 1786 года, возможно, реакция была вызвана музыкальными соперниками Моцарта, главным из которых был Антонио Сальери, придворный композитор. В Праге в 1787 году опера имела гораздо лучший успех, что побудило Моцарта продолжить работу в этом жанре. За либретто "Дон Жуана" и "Так поступают все женщины", также известных как "Школа влюбленных" (1790), Лоренцо Да Понте снова отвечал за либретто. "Дон Жуан", повествующий легендарную историю о, казалось бы, неотразимом, но злополучном ловеласе, более известном как Дон Жуан, имел успех в Праге, премьера состоялась 29 октября 1787 года, но вновь не смог вдохновить венских меломанов, которые в очередной раз назвали музыку Моцарта "слишком продвинутой" и "трудной".

Несмотря на более широкий музыкальный успех Моцарта, он все еще боролся за признание в Вене. Хотя в 1787 году он получил придворное назначение композитором камерной музыки, эта должность оказалась не той, на которую он надеялся. Работа оплачивалась недостаточно хорошо, чтобы удовлетворить его потребности, хотя, поскольку он, как известно, питался шампанским и устрицами, композитору требовался больший доход, чем большинству музыкантов.

С 1788 года финансовое положение Моцарта значительно ухудшилось, настолько, что ему часто приходилось просить денег у своих друзей. И снова Моцарт был вынужден искать более благосклонный прием к своему творчеству в другом месте, но поездки в Берлин и Франкфурт не улучшили его финансовое положение. Его жене потребовалось лечение на знаменитых водах Баден-Бадена, что стало еще одной утечкой ресурсов Моцарта. По крайней мере, это время, проведенное в городах Германии, позволило ему лучше изучить произведения Баха, особенно его мастерство владения контрапунктическими приемами.

Несмотря на отсутствие признания и ухудшение состояния здоровья, Моцарт продолжал сочинять симфонии, концерты и танцевальную музыку. Он сочинил оперу "La clemenza di Tito" ("Милосердие Тита"), которая была заказана в ознаменование того, что новый император стал королем Богемии во время своей коронации в Праге. Премьера произведения состоялась в сентябре 1791 года. Моцарт также повторил свою коронационную мессу 1779 года.

В сентябре 1791 года вышла еще одна опера: "Волшебная флейта". Опера в двух действиях, либретто которой написал Эмануэль Шиканедер. Опера изобилует отсылками к скрытным масонам, (Моцарт присоединился к масонам в 1784 году). Опера имела успех, но тщательно продуманная партитура, изобилующая "запоминающимися песнями, чарующими ариями и дуэтами, эффектными сценами и благородными припевами", снова оказалась на удивление сложной для аудитории, которая в первую очередь искала просто легкого развлечения.

Поздние произведения Моцарта

В перерывах между операми Моцарт сочинил множество произведений камерной музыки. "Возможно, его главным достижением в камерной музыке является пара струнных квинтетов K515 и 516 1787 года, произведения нового богатства, теплоты и глубины чувств" (Сэди, 188). В то же время фортепианные концерты Моцарта середины 1780-х годов "создали новый тип отношений между солистом и оркестром... богатое написание для оркестровых духовых инструментов помогает придать каждому концерту его особый характер" (Сэди, 189).

В 1791 году, наконец, признание в Вене пришло, когда Моцарта назначили капельмейстером городского собора Святого Стефана (хотя он так и не дожил до того, чтобы занять эту должность). Последнее крупное произведение Моцарта, "Реквием", было заказано венским дворянином в память о смерти его молодой жены. Заказ был сделан втайне, поскольку покупатель хотел, чтобы все думали, что он сам сочинил это произведение для своей потерянной любви. У Моцарта не было времени завершить это произведение, и эту задачу взял на себя его ученик Франц Зюссмайр.

Самые известные произведения Моцарта

К наиболее известным произведениям Вольфганга Амадея Моцарта относятся:

60 симфоний
24 струнных квартета
23 фортепианных концерта
18 фортепианных сонат
16 Масс
5 концертов для скрипки с оркестром
Митридат, опера "Ре ди Понто" – Митридат, царь Понта (1770)
Коронационная месса (1779)
Опера "Идоменей" (1781)
Опера "Похищение из гарема" (1782)
Опера "Свадьба Фигаро" – "Женитьба Фигаро" (1786)
Опера "Дон Жуан" (1787)
Опера "Так поступают все" – "Школа для влюбленных" (1790)
Опера "Милосердие Тито" – "Милосердие Тита" (1791)
Опера "Волшебная флейта" (1791)
Реквием (1791)

В дополнение к вышесказанному, Моцарт написал концерты для духовых инструментов, таких как кларнет, и многие другие отдельные произведения камерной музыки и духовные сочинения.

Наследие

Моцарт умер в Вене от плохого самочувствия, вероятно, от сочетания болезни почек и ревматической лихорадки, 5 декабря 1791 года. Композитор не оставил достаточно денег, чтобы избежать погребения в простой безымянной могиле на кладбище Святого Марка, и поэтому точное местонахождение его останков сегодня неизвестно.

Музыка Моцарта оказала влияние на многих более поздних композиторов, от Людвига ван Бетховена (1770-1827) до Джоаккино Россини (1792-1768). Его оперы подняли поджанр комической оперы на новые высоты, его фортепианные концерты указали путь к грядущим величественным оркестровым симфониям, а его камерная музыка раскрыла новые возможности музыкальной техники и выразительности, гармонической фактуры и элегантности.

В 19 веке Моцарта часто называли музыкальным Рафаэлем, и, подобно этому художнику эпохи Возрождения, он привнес в свое творчество новый яркий колорит и чистую радость. Моцарт претендовал на звание величайшего музыканта всех времен; тем, кто следует за ним, была поставлена цель сравняться с ним или превзойти его, если они смогут, но немногие действительно приблизились к этому.

Реквием Моцарта был исполнен на поминальной службе Йозефа Гайдна в 1809 году. Гайдн однажды сказал отцу Моцарта: "Перед Богом и как честный человек, я говорю вам, что ваш сын - величайший известный мне композитор".

Моцарт продолжает пользоваться огромной и почти повсеместной популярностью, его музыка пересекает культурные границы и появляется повсюду - от саундтреков к фильмам до мелодий для мобильных телефонов (кто не слышал, как Eine Kleine Nachtmusik радостно прерывает тишину где-нибудь?). Возможно, лучшее объяснение этой непреходящей популярности дал композитор Антонин Дворжак (1841-1904), который просто отметил, что "Моцарт - это солнечный свет в мире музыки".

#Моцарт #Композитор #Музыкант #Австрия