Огненный «Белград»

Постановлением Совета Министров СССР №372-130 от 28 марта 1963 года на вооружение Советской Армии была принята «Полевая реактивная система “Град”», оказавшая важное влияние на дальнейшее развитие реактивной артиллерии в ведущих странах мира.

Создание в Советском Союзе 122-мм реактивной системы залпового огня (РСЗО) типа БМ-21 «Град» в буквальном смысле совершило революцию в истории мировой артиллерии и сделало возможным организацию на поле боя настоящего огненного вала, способного сметать с лица Земли массы пехоты и небронированной и легкобронированной техники.

Причем залпы «Градов», имеющих в своем арсенале несколько типов боеприпасов – реактивных снарядов, наносили серьезный урон не только открытой и укрытой живой силе и боевой технике противника, но и командным пунктам бригад, дивизий и корпусов, а также различным неприятельским фортификационным сооружениям, не позволяя врагу нигде чувствовать себя в безопасности. Разве что в заглубленном бункере.

Огонь ведут РСЗО семейства "Град" на шасси "Урал-375Д" (Фото с сайта МО РФ)
Огонь ведут РСЗО семейства "Град" на шасси "Урал-375Д" (Фото с сайта МО РФ)

Правильность выбранных заказчиком и разработчиком технических решений, реализованных в ходе разработки новой системы артиллерийского вооружения, подтверждается не только признанием высоких боевых возможностей «Града» многочисленными экспертами, в том числе и зарубежными, но и тем фактом, что эта РСЗО поступила в вооруженные силы более полусотни государств и до сих пор, даже спустя без малого шесть десятилетий после ее принятия на вооружение, находится в активной эксплуатации в большинстве из них, включая ВС РФ.

Да еще и не просто находится в эксплуатации, а принимает самое активное участие в реальных боевых действиях.

Кроме того, «Град» стал основой и прямым примером для создания аналогичных по классу РСЗО в целом ряде других стран мира – известное число таких серийно выпускавшихся или выпускаемых «потомков» составляет больше десятка.

Причем в целом ряде таких случаев речь идет о весьма даже существенной степени заимствования технических решений, реализованных отечественными специалистами.

В значительной степени такое внушительное долгожительство нашей РСЗО объясняется тем огромным модернизационным потенциалом, который был заложен в эту систему артиллерийского вооружения ее разработчиками годы назад.

В конечном итоге «Град» стал самой массовой реактивной системой залпового огня в мире и попытаться приблизиться к его рекорду в обозримой перспективе вряд ли кто из конкурентов сможет.

Однако за всю историю человечества, пожалуй, еще ни одно оружие так и не смогло завоевать статус «абсолютного», способного без каких-либо изменений соответствовать постоянно меняющимся условиям ведения войны.

Даже ядерное оружие, которое, на первый взгляд, таким статусом обладает, на протяжении десятилетий своего существования постоянно совершенствовалось и модернизировалось: его мощность росла, а размеры падали – вплоть до так называемых «ядерных ранцев», которые спецназовцы должны были закладывать в районе наиболее важных объектов противника.

Не остались в стороне и системы артиллерийского вооружения – как ствольные, так и реактивные. В том числе необходимость приведения своих возможностей в соответствие с требованиями войны нового поколения коснулась на рубеже тысячелетий и реактивные «Грады».

Причем модернизация этих систем артиллерийского вооружения пошла сразу по нескольким направлениям, затронув как сами системы и, в частности, боевые машины – пусковые установки реактивных снарядов, так и реактивные снаряды, которые стали более дальнобойными и точными, а некоторые – еще и управляемыми.

Одной из стран, имевших на вооружении своих сухопутных войск РСЗО семейства «Град» и решивших провести их модернизацию в целях обеспечения соответствия данной системы артиллерийского вооружения требованиям войны нового поколения, стала Республика Беларусь (РБ).

В результате проведенной работы ее Сухопутные войска (СВ) получили в свое распоряжение обновленную РСЗО, названную весьма звучно – «БелГрад». Но к городу Белград это название никакого отношения не имеет, поскольку это сокращенный вариант от полного наименования системы – «Белорусский Град».

РСЗО семейства "Град" из состава ВС Болгарии (Фото из аккаунта МО Болгарии в Flickr)
РСЗО семейства "Град" из состава ВС Болгарии (Фото из аккаунта МО Болгарии в Flickr)

Первый этап модернизации

Вооруженные силы (ВС) Республики Беларусь получили в наследство от Советской Армии, а точнее от Краснознаменного Белорусского военного округа, большое количество 122-мм РСЗО типа БМ-21 «Град» – более 300 боевых машин и значительное количество боеприпасов.

Однако ближе к концу 1990-х годов перед командованием Сухопутных войск (СВ) встал вопрос о необходимости что-то делать с базовым шасси стоящих на вооружении «Градов»: к тому моменту автомобильные шасси «Урал-375Д», которые использовались в оригинальных РСЗО, имели уже значительный износ, поэтому возникла реальная угроза выхода из строя существенной части боевых машин.

Это, в свою очередь, могло негативно сказаться на боеготовности белорусской армии и ее возможностях по защите национальных интересов государства.

В результате было принято решение полностью заменить ходовую часть всех боевых машин «Град».

Выбор пал на колесное шасси армейского бортового полноприводного грузовика повышенной проходимости МАЗ-6317 с колесной формулой 6х6 разработки и производства Минского автомобильного завода, на котором в конечном итоге и разместили артиллерийскую часть новой РСЗО.

Базовая модель МАЗ-6317 находилась в серийном производстве с 1993 года, а для модернизации «Града» был взят вариант МАЗ-6317-05.

Судя по всему, выбор военных и разработчиков пал на данную модель автомобиля не в последнюю очередь по той причине, что МАЗ-6317, по оценке самих белорусских автомобилестроителей, по своим возможностям, техническому уровню и оснащению соответствует лучшим мировым образцам автомобилей этого класса.

В частности, как указано на ресурсе «Oruzhie.info: Вооружение России и мира», установленный на машине дизельный двигатель позволяет ей развивать скорость хода по шоссе 85 км/ч, а на пересеченной местности машина способна преодолевать подъемы до 30 градусов.

При этом с учетом контрольного расхода топлива 45 литров на 100 километров при скорости 60 км/ч емкость топливных баков, составляющая 550 литров обеспечивает машине запас хода до 1200 километров. Кроме того, для самовытаскивания на имеется лебедка с тяговым усилием 12 000 кгс, длина троса составляет 60 метров.

РСЗО "БелГрад" БМ-21А. Минск, 2016 г. (Фото Boevaya mashina / www.wikipedia.org / CC BY-SA 4.0)
РСЗО "БелГрад" БМ-21А. Минск, 2016 г. (Фото Boevaya mashina / www.wikipedia.org / CC BY-SA 4.0)

Работы по модернизации РСЗО типа «Град» были начаты белорусскими специалистами в 1997 году.

Комплекс опытно-конструкторских работ, необходимых для осуществления привязки артиллерийской части к новому колесному шасси, а также все последующие испытания новых боевых машин и другие необходимые мероприятия были выполнены специалистами:

- Минского автомобильного завода,

- Военной академии РБ (создана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №192 от 17 мая 1995 года на базе двух высших военных училищ – Минского высшего военного инженерного и Минского высшего военного командного училищ),

- Научно-технического комитета Министерства обороны (МО) РБ и его правопреемника с 1997 года – Научно-технического комитета ВС (после ряда преобразований данный орган был преобразован в Управление развития систем вооружения ВС РБ),

- Службы ракетно-артиллерийского вооружения ВС РБ (в ходе начатой в 2001 году реформы ВС РБ эта служба была вначале реорганизована в Управление ракетно-артиллерийского вооружения ВС, а 30 марта 2005 года оно было переведено в состав МО РБ и переименовано в Управление ракетно-артиллерийского вооружения МО РБ).

Согласно информации, изложенной на официальном сайте компании «Белтехэкспорт» в разделе «Модернизация реактивной системы залпового огня БМ-21 “Град” до уровня БМ-221А “БелГрад”», а также в разделе «Модернизация реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град» до уровня БМ-21А» на сайте ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» (г. Борисов, Республика Беларусь) и на сайте «Автопром Беларуси» в разделе «БМ-21А “БелГрад”», основные работы, проведенные в рамках рассматриваемой модернизации системы реактивного артиллерийского вооружения «Град» заключались в проведении следующих мероприятий:

– замена шасси «Урал-375» на шасси МАЗ-6317-05;

– установка на боевой машине двух стеллажей – по 20 (тип стеллажа 9Ф37) или 30 (тип стеллажа 9Ф37М) реактивных снарядов на каждый стеллаж;

– установка откидной площадки наводчика боевой машины;

– переустановка корпуса ручного привода (разворот вверх на 120 градусов) для обеспечения перевода в боевое положение доработанного кронштейна;

– установка дополнительной панели коммутации для обеспечения разворота артиллерийской части на 180 градусов для выполнения заряжания со стеллажей, расположенных на боевой машине;

– обеспечение работы артиллерийской части от аккумуляторной батареи при выходе из строя генератора станции питания;

– установка гидравлических домкратов для обеспечения горизонтирования боевой машины в процессе выполнения боевой стрельбы;

– установка копиров с упорами для увеличения угла обхода кабины до 58 градусов вместо 37 градусов, с заменой кулачков в ограничителе углов горизонтального наведения;

– переустановка буферов ограничения разворота артиллерийской части на углы 67 градусов вправо и 180 градусов влево от продольной оси шасси (прежний разворот – 67 градусов вправо и 99 градусов влево от продольной оси);

– поставка индивидуального комплекта ЗИП;

– замена радиостанции Р-108М на радиостанцию с улучшенными характеристиками Barrett 2082+;

– доработка кронштейна прицела БМ-12А-9248108Сб.

Модернизированная таким образом версия РСЗО получила обозначение «БелГрад», а ее боевая машина – обозначение БМ-21А.

Испытания первого опытного образца были проведены 23 декабря 1997 года, а в августе-сентябре 2001 года в рамках масштабных комплексных оперативно-тактических военных учений «Неман-2001» модернизированная РСЗО была представлена военно-политическому руководству Белоруссии и широкому кругу специалистов, присутствовавших на учениях.

В том же году модернизированная РСЗО типа «БелГрад» с боевой машиной БМ-21А была принята на вооружение белорусских СВ и стала поступать в строевые части. Причем уже по результатам первого этапа ее эксплуатации в войсках были получены очень высокие оценки специалистов, что позволило военным экспертам даже заявить о том, что результат модернизации РСЗО типа «Град» превзошел все возможные ожидания, а непосредственно сама модернизированная боевая машина «приобрела качества, которыми не обладала исходная система».

РСЗО типа "БелГрад" БМ-21А на огневых испытаниях (Фото с сайта Государственного внешнеторгового унитарного предприятия "Белспецвнештехника")
РСЗО типа "БелГрад" БМ-21А на огневых испытаниях (Фото с сайта Государственного внешнеторгового унитарного предприятия "Белспецвнештехника")

Конструктивные особенности

Рассмотрим конструктивные особенности модернизированной белорусской РСЗО.

В первую очередь необходимо отметить, что решение использовать в качестве шасси для модернизированной боевой машины РСЗО автомобиля повышенной проходимости модели MA3-6317-05 предоставило разработчикам уникальную возможность выполнить изменение компоновочной схемы всей установки, придав ей, как говорилось выше, «качества, которыми не обладала исходная система».

Речь здесь идет о том, что вследствие того, что автомобиль MA3-6317-05 по сравнению с автомобилем «Урал-375Д» имеет едва ли не вдвое большую длину грузовой платформы – 6250 мм и 3900 мм соответственно, стало возможным при сохранении базовой компоновочной схемы, предусматривающей размещение артиллерийской части боевой машины в корме последней, обеспечить размещение между кабиной боевой машины и ее артиллерийской частью двух стеллажей для перевозки дополнительного боекомплекта – до 60 реактивных снарядов, т.е. на один полный залп и еще на половину такового.

Причем в профильных СМИ указывается, что был даже то ли разработан, то ли лишь предварительно проработан также вариант размещения стеллажей, рассчитанных на два дополнительных боекомплекта, т.е. на 80 реактивных снарядов.

Внедрение такого конструктивного решения обеспечило боевому расчету модернизированной РСЗО «БелГрад» возможность осуществлять перезаряжание пусковой установки без задействования транспортно-заряжающей машины, что, как мы понимаем, привело к существенному сокращению периода времени, необходимого на перезаряжание пусковой установки и подготовки боевой машины к выполнению следующего залпа.

При этом в связи с отсутствием у автомобиля MA3-6317 механизма выключения рессор в кормовой части новой боевой машины БМ-21А были установлены две опоры с гидравлическими домкратами, которые призваны повысить устойчивость пусковой установки во время выполнения стрельбы.

Артиллерийская часть боевой машины белорусской РСЗО «БелГрад» в целом осталась после модернизации той же самой, что применялась и на классической БМ-21 системы артиллерийского оружия «Град».

В конструктивном плане она включает в себя: пакет из 40 направляющих – стволов калибра 122,4 мм, расположенных в четыре ряда по десять стволов в каждом; люльки; поворотного основания; механизмов наведения пусковой установки; прицельных приспособлений, а также соответствующего пневматического и электротехнического оборудования.

Механизм наведения РСЗО типа "БелГрад" БМ-21Б. MILEX-2021. Минск, 2021 г. (Фото Homoatrox / www.wikipedia.org / CC BY-SA 3.0)
Механизм наведения РСЗО типа "БелГрад" БМ-21Б. MILEX-2021. Минск, 2021 г. (Фото Homoatrox / www.wikipedia.org / CC BY-SA 3.0)

Среди отличий новой, модернизированной боевой машины БМ-21А системы «БелГрад» от боевой машины БМ-21 классического «Града», которые хорошо заметны внешне даже невооруженным глазом, является наличие в кормовой части машины специальной откидной площадки для наводчика.

Пойти на такой шаг разработчикам пришлось по той причине, что из-за большей высоты кузова автомобиля MA3-6317 над уровнем земли по сравнению с базовым «Уралом-375Д», соответственно, оказалась больше приподнята над уровнем земли и сама артиллерийская часть модернизированной боевой машины БМ-21А.

А это, в свою очередь, сделало невозможным работу оператора с соответствующими системами пусковой установки при его нахождении непосредственно на земной поверхности.

БМ-21А обеспечивает возможность ведения стрельбы одиночными выстрелами или залпом. Управление режимами стрельбы и всей стрельбой военнослужащие боевого расчета РСЗО осуществляют при помощи токораспределителя, размещенного в кабине боевой машины, либо же с помощью специального выносного пульта, который может использоваться на расстоянии до 60 метров от «материнской» боевой машины.

В свое время в СМИ проходила информация о том, что в перспективе бортовое оборудование боевой машины БМ-21А будет доведено до уровня модернизированной боевой машины российской системы «Град», включая установку системы наземной навигации и топопривязки, а также новейших помехозащищенных средств связи и портативного компьютера.

Официальной информации о том, были ли выполнены эти или иные мероприятия по модернизации бортового оборудования боевой машины РСЗО «БелГрад», на момент сдачи данного материала автору найти не удалось.

Хотя, безусловно, можно с полным правом предположить, что за минувшие со времени принятия системы реактивного артиллерийского вооружения «БелГрад» на вооружение годы такие мероприятия белорусскими специалистами все же были реализованы.

Боевая машина БМ-21А модернизированной РСЗО «БелГрад» обладает способностью выполнять стрельбу всеми видами и типами реактивных снарядов, разработанных для базового «Града» и для его модернизированных в России вариантов.

Кроме того, в 2017 году стало известно, что расположенное в Минске Республиканское производственное унитарное предприятие (РПУП) «Завод точной электромеханики» (ЗТЭ) разработало для модернизированной реактивной системы залпового огня типа «БелГрад» линейку новых неуправляемых реактивных снарядов.

«Новые боеприпасы не только мощнее прежних, но и обладают повышенной дальностью стрельбы, – приводил в конце января 2017 года слова заместителя директора этого предприятия Юрия Аникеева онлайн-ресурс Warspot. – Например, реактивный снаряд под индексом 9М521МБ обладает дальностью в 40 км и в два раза большей мощностью. При применении радиовзрывателя, обеспечивающего воздушный разрыв, эффективность действия увеличивается в 4-7 раз».

«По словам Аникеева, мощность другого реактивного снаряда – 9М522МБ – в 5–7 раз больше, чем у стандартных боеприпасов 9М22У. При этом дальность полета ракеты составляет 34 км. Снаряды 9М522МБ и 9М521МБ уже находятся в серийном производстве и приняты на вооружение белорусской армии. Таким образом, получив новые боеприпасы, РСЗО «БелГрад» стала вдвое «дальнобойнее» и в несколько раз мощнее», – указывалось также в заметке «Белорусы «прокачали» “Грады”», размещенной 28 января 2017 года на ресурсе Warspot.

Впрочем, после почти двух десятилетий интенсивной эксплуатации модернизированных РСЗО «БелГрад» с боевой машиной БМ-21А белорусские военные специалисты пришли к выводу, что быстро меняющиеся условия войны нового поколения требуют проведения новой модернизации данной системы реактивного артиллерийского вооружения – с целью ее наилучшего соответствия требованиям ведения боевых действий в новых условиях.

В результате проведенной в последующем работы была создана новая, усовершенствованная модификация данной РСЗО.

РСЗО типа "БелГрад" БМ-21Б (Фото с сайта Государственного внешнеторгового унитарного предприятия "Белспецвнештехника")
РСЗО типа "БелГрад" БМ-21Б (Фото с сайта Государственного внешнеторгового унитарного предприятия "Белспецвнештехника")

Новая жизнь «БелГрада»

21 декабря 2020 года на официальном сайте Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь (ГВПК РБ) была опубликована новость «Предварительные испытания опытного образца БМ-21Б подтвердили характеристики, заложенные в тактико-техническом задании», в которой сообщалось о том, что 17 декабря 2020 года на военном полигоне «Осиповичский» в рамках предварительных испытаний были проведены первые боевые стрельбы из модернизированной боевой машины БМ-21Б реактивной системы залпового огня «БелГрад – 2».

Причем испытания, судя по размещенному видеоролику, проводились – либо только, либо в том числе – в темное время суток, с выполнением залповой стрельбы из усовершенствованной боевой машины.

«Модернизация выполнена борисовским ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» в рамках опытно-конструкторской работы. Проведенные испытания показали соответствие характеристик опытного образца требованиям современного боя, подтвердили надежность работы узлов и механизмов», – указывалось при этом в упомянутом информационном сообщении, а также отмечалось, что опытно-конструкторские работы по теме модернизации РСЗО «БелГрад» с боевой машиной БМ-21А в вариант «БелГрад – 2» с боевой машиной БМ-21Б были начаты в мае 2020 года.

Данные работы включали в себя разработку и установку на боевую машину рассматриваемой системы реактивного артиллерийского вооружения механизма горизонтирования и стабилизации, который позволяет «на любой местности в кратчайшее время привести технику в состояние готовности к стрельбе».

Говоря простым языком, военнослужащий боевого расчета РСЗО может с помощью датчика крена отрегулировать положение боевой машины относительно линии горизонта, причем даже не выходя из кабины машины.

Кроме того, также была выполнена установка на новой боевой машине компактного современного комплекса средств связи и передачи данных национальной разработки, который позволяет обеспечить обмен речевой информацией в аналоговом и цифровом видах, передачу данных и информационный обмен с вычислительными устройствами по технологии Ethernet c поддержкой IP протокола.

«Проведенная модернизация позволяет существенно повысить мобильность, скрытность, передвижения, оперативность развертывания для нанесения удара и быстрой смены позиций», – подчеркивалось в новостном сообщении на сайте ГВПК РБ.

РСЗО типа "БелГрад" БМ-21Б на выставке MILEX-2021. Минск, 2021 г. (Фото Homoatrox / www.wikipedia.org / CC BY-SA 3.0)
РСЗО типа "БелГрад" БМ-21Б на выставке MILEX-2021. Минск, 2021 г. (Фото Homoatrox / www.wikipedia.org / CC BY-SA 3.0)

Особо следует отметить, что, как указывалось белорусскими специалистами, модернизированная боевая машина БМ-21Б может вести стрельбу без подготовки огневой позиции, одиночными выстрелами или залпом, а также с применением реактивных снарядов «всех типов, разработанных для РСЗО БМ-21, включая и новые снаряды с кассетной и отделяющейся головной частью с дальностью стрельбы до 35-40 км».

Управление огнем в БМ-21Б осуществляется, как и в случае с модификацией БМ-21А, либо из кабины самой боевой машины, либо с помощью выносного пульта, который может располагаться на удалении до 60 метров от боевой машины.

«По требованиям заказчика увеличены и стали более функциональными полезные объемы для перевозимого имущества и ЗИП – отдельные для шасси, комплекса средств связи и обслуживания артиллерийской части, – подчеркивалось в упомянутом сообщении на сайте ГВПК РБ. – БМ-21Б обладает достаточным потенциалом для дальнейшей модернизации, внедрения самых передовых разработок, позволяющих повысить ее боевые возможности».

Особо следует отметить, что боевой расчет обновленной боевой машины сократился до четырех человек и теперь в полном составе может размещаться в просторной комфортной кабине боевой машины.

Следует добавить, что на сайте ГВПК РБ и в его официальном аккаунте на видеохостинге Youtube в июле 2021 года была размещена видеопрезентация «Белорусский вариант модернизации РСЗО “БелГРАД-2”», в которой были приведены основные тактико-технические характеристики обновленной реактивной системы залпового огня «БелГрад – 2» с боевой машиной БМ-21Б: шасси – МАЗ-6317, количество направляющих – 40, время полного залпа – 20 секунд, максимальный угол возвышения пакета – 55 градусов, минимальный угол возвышения пакета – 0 градусов, расчет – 4 человека, наличие дополнительного боекомплекта и механизма горизонтирования и стабилизации.

В данной видеопрезентации также сообщается, что установленный на усовершенствованной боевой машине БМ-21Б современный комплекс средств связи и автоматизации «позволяет повысить эффективность управления, получать целеуказание и координаты о целях со всех источников информации – как с наземных разведывательных пунктов, так и с беспилотных летательных аппаратов, что, соответственно, повышает точность стрельбы».

Также было отмечено, что дальность стрельбы РСЗО «БелГрад – 2», которая на момент подготовки указанной видеопрезентации завершала государственные испытания, составляет «до 20 километров и спецснарядами – до 45 километров».

Модернизированная боевая машина БМ-21Б реактивной системы залпового огня «БелГрад – 2» впервые была продемонстрирована широкому кругу специалистов на выставке, проводившейся в рамках коллегии Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь по итогам работы за 2020 год.

Предварительные испытания БМ-21Б были завершены в марте 2021 года, а государственные были проведены 1-18 июня того же года. В ходе последних новая разработка белорусских оружейников успешно прошла проверку и подтвердила соответствие заявленных разработчиком боевых, технических и эксплуатационных характеристик требованиям, изложенным заказчиком в тактико-техническом задании.

И в том же месяце БМ-21Б была представлена в экспозиции 10-й Международной выставки вооружения и военной техники MILEX-2021 (23-26 июня 2021 года, г. Минск), где она вызвала высокий интерес со стороны военных специалистов и журналистов.

РСЗО типа "БелГрад" БМ-21Б. Вид сзади. Выставка MILEX-2021. Минск, 2021 г. (Фото Homoatrox / www.wikipedia.org / CC BY-SA 3.0)
РСЗО типа "БелГрад" БМ-21Б. Вид сзади. Выставка MILEX-2021. Минск, 2021 г. (Фото Homoatrox / www.wikipedia.org / CC BY-SA 3.0)

Основные ТТХ РСЗО типа «БелГрад» (БМ-21А)

Калибр, мм - 122,4

Число направляющих, штук - 40

Боекомплект боевой машины, реактивных снарядов - 40 + 40 / 40 + 60

Габаритные размеры боевой машины:

- длина в походном положении, мм - 9450

- ширина в походном положении, мм - 2710

- высота в походном положении, мм - 3410

- высота при максимальном угле возвышения, мм - 4530

Максимальный угол возвышения, градусов - 55

Минимальный угол возвышения, градусов - 0

Углы горизонтального обстрела, градусов:

- вправо от оси автошасси - 70

- влево от оси автошасси - 102

Масса боевой машины без боеприпасов и боевого расчета, кг - 13300

Масса снаряженной боевой машины, кг:

- с 40 реактивными снарядами в пакете - 16340

- с 40 реактивными снарядами в пакете и 40 реактивными снарядами на стеллажах - 18980

- с 40 реактивными снарядами в пакете и 60 реактивными снарядами на стеллажах - 20300

Дальность стрельбы максимальная, км - 20,5 (40,0*)

Дальность стрельбы минимальная, км - 1,5*

Продолжительность одного залпа, секунд - 20

Время перезаряжания боевой машины, минут - 7

Мощность двигателя боевой машины, л.с. - 330

Максимальная скорость движения боевой машины, км/ч - 85

Запас хода по контрольному расходу топлива при скорости 60 км/ч без учета дополнительных баков, км - 1200

Максимальный подъем, преодолеваемый боевой машиной полной массы, градусов - 30

Максимальный преодолеваемый брод, метров - 1,75

Боевой расчет РСЗО, человек - 5

* - по данным разработанных для применения в РСЗО типа «БелГрад» с боевой машиной БМ-21А модернизированных реактивных снарядов.

Таблица подготовлена автором на основе данных из ряда открытых источников.

Авторская расширенная версия статьи "Огненный «БелГрад» прошел модернизацию", опубликованной в еженедельнике "НВО" в выпуске от 11.11.2022 г.