Философия Святой Смерти

Философия и мораль Святой Смерти в основном крутятся вокруг факта конечности каждого объекта и субъекта (ну или хотя бы где-то рядом). Данное верование является ключевым в религии Санта Муэрте, и формирует ваши отношения с божеством, представление о Госпоже и ее ипостасей.

Эту философию смертности можно развить и посмотреть, как она применима на разных векторах жизни и духовного развития, что и будет сделано в этой статье. Это понимание полезно для всех, так как смерть - провожающий аспект жизни каждого и каждой из нас, и поэтому концепция найдет применение в самых разнообразных сторонах существования.

Суть философии

Оглянитесь вокруг, вспомните свое окружение, вспомните, кто вы. Это может быть и что-то приятное, может и нет. Может быть это новая любовь, а может это недавнее расставание. Может быть большая зарплата, а возможно пустые карманы. Все, что придет вам в голову. Это абсолютно разные состояния, условия и вещи, но их объединяет одно - они непостоянны, конечны и смертны.

Возьмем пример с деньгами: деньги вы потеряете, потратите или отдадите кому-то. Они закончатся, и возможно придут новые, а возможно вы останетесь с пустым карманом. А если вы сейчас с пустым карманом, то скорее всего в течении какого-то времени он чем-то наполнится, а если и не наполнится то вы все равно не останетесь от этого в том же состоянии жизни, в котором есть сейчас (например найдете еду и выживите, или не найдете и умрете от голода, если взять очень примитивный пример).

И такое работает с каждым явлением, которое вы только можете назвать - карьера, любовь, друзья, семья, чувства, духовные звания, состояния, привязанности, жизнь - вы все это потеряете. У этого всего есть "срок годности." Это, казалось бы, невероятно простое осознание, но тем не менее большую часть людей оно до сих пор приводит в ужас, даже если они почитают силы смерти. И это нормально, так как даже этот страх подпадает под условия конечности.

Вся эта теория смертности (или "memento mori") может привести к одной мысли: смерть всегда властвует над всеми вещами. Смерть всегда обрывает нити существования всех этих состояний, связей и вещей, и именно она распоряжается об их изменениях. Это подводит к тому, что смерть всевластна, ибо она распоряжается о конце каждого объекта и субъекта.

И отсюда мы получаем все ипостаси Святой Смерти: мы считаем, что смерть приходит не только пожинать жизни, а и пожинать любые состояния любых вещей. Красная ипостась возникает как результат непостоянности любви и секса, черная - смертность благодати и мира, приносящая разрушение, белая - конечность страданий и проблем, приносящая конструктив и созидание. Смерти подвластен каждый из этих аспектов, и она может принести каждое из этих явлений, на что указывают цвета ее одеяний, но ее коса и череп напоминают о том, что это возможно только потому, что они рано или поздно тоже умрут.

Из этих фактов исходит то, что смерть - то состояние, которое объединяет все состояния и вещи, которые только могут существовать в нашем мире. Соответственно, мы все равны перед фактом смерти, и это вытекает в концепт абсолютного равенства и равноправия в религии Святой Смерти. Все равно, кто вы, депутат или наркозависимых(-ая) без гроша в кармане, в религии Санта Муэрте вы будете равными со всеми людьми. Не важно, чем вы отличаетесь, не важно, в чем ваши возможные превосходства перед людьми, в глазах смерти этих ярлыков просто не существует. Смерть - фундаментальная природа существования каждого и каждой из нас, и поэтому перед ней, перед ее могуществом и во всех ее вышеописанных проявлениях мы равны, как смертные существа в мире таких же смертных существ. Таким образом, наша смертность и факт нашего непостоянства являются факторами которые определяют нашу принципиальную схожесть - трансформация и умертвение - и они, в свою очередь, объединяют нас, ставя ударение на наше равноправие через нашу же конечность.

Перед смертью мы все равны, и перед смертью все явления имеют свой конец - таким образом, затрагивая и трансформируя все аспекты нашей жизни, Святая Смерть имеет абсолютное понимание человеческой натуры и способна на абсолютное прощение. Не важно, что вы сделали, вы все еще имеете шанс быть прощены, так как Святая Смерть понимает всех людей как сила, что затрагивает каждый аспект нашей жизни необратимо.

Таким образом, смерть всепрощающая, так как каждый из нас в конечном итоге умрет, и все наши достижения тоже рано или поздно канут в небытие. Это также важный аспект философии Санта Муэрте, который формирует ее образ.

Имея доступ ко всем переживаниям и всевозможным событиям, смерть мудра и абсолютно справедлива. Символика Святой Смерти включает в себя весы - они указывают на ее абсолютную непредвзятость и являются знаком того, что решение смерти будет самым справедливым и взвешенным. Смерть приобретает этот аспект именно из-за ее способности понять каждого, из-за ее способности вникнуть в каждую сферу и каждое событие, из-за ее мудрости и отношения к нам всем, как к равным, формирующее абсолютную истинность ее решения, так как она честна со всеми нами, знает всех нас и относится к нам всем как к существам с единым аспектом смерти в их природе. Так, Святейшая всегда справедлива в ее решениях и дойдет до каждого, независимо от статуса или личных отличий, включая сексуальную ориентацию, цвет кожи, условный уровень интеллекта, гендерную идентичность и так далее.

(Этот раздел является личным мнением и исследованием автора! Показаны периоды истории, которые сходятся с концепцией и связаны с появлением Санта Муэрте как божества/святой).

В ацтекской философии была концепция Теотль (иногда переводится как "божество", и также используется в именах различных ацтекский божеств как Ометеотль или Айаутеотль). Ацтеки представляли любые составляющие нашего мира (вещи, природные явления, люди, боги и т.д.) как состоящих из одной материи или энергии - Теотль, динамичного и постоянно меняющегося потока. Любая вещь, любое существо и любой процесс это аспекты Теотль, и поскольку она - динамичная энергия, каждый из ее аспектов постоянно будет подвергаться изменениям.

Ровно также, идея Теотль заключала в себе понимание того, что осязаемая разносторонность вещей есть лишь иллюзией, и мы одинаковы в нашей сути, являясь одинаково реальными частями этой энергии. Не было разницы, что берется в рассмотрение - человек, животное, предмет, процесс, статус или даже божество - все состоит из Теотль, и все является постоянно меняющейся частью этой энергии.

Эти идеи могут быть взаимосвязаны потому, что Санта Муэрте имеет свои корни в ацтекской религии и ацтекских верованиях - слияние испанских и ацтекских верований во время колонизации. Стоит заметить, что на тот момент у ацтеков был сильный культ смерти, что не могло не повлиять на религию испанцев в итоге. Некоторые связывают появление Санта Муэрте с богиней Миктлансиуатль.

В Европе на момент колонизации ацтеков (16 столетие), была идея смерти с косой. Эта идея была сильной и распространенной по Европе по причине пандемии "Черной Смерти", или бубонной чумы. Многие считали эту чуму наказанием Бога за совершенные человеческие грехи, и что он послал смерть и болезни на людей. Эта смерть, собственно, и была изображена как смерть с косой или как жнец, обрывающий судьбу человека. В его символику входили черный балахон, песочные часы и коса, поэтому часто этот образ сравнивается с архангелом Азраилом. Популяризация именно этого изображения как раз пришлась на 14-17 века из-за вспышек пандемии, что не могло не повлиять на искусство: в литературе и художестве стала распространяться тема "danse macabre" ("танец смерти" с французского), которая показывала взаимодействие смерти с жизнями людей в том же образе смерти с косой.

Часто в искусстве такой тематики смерть бы провожала людей в их загробную жизнь, Рай или Ад, будучи изображена как смерть с косой с ангельскими крыльями. Интересно заметить, что в этих произведениях смерть забирала жизни бедняков ровно также, как и королей, не делая между ними разницы из-за их социального статуса или общего качества жизни, ведь перед смертью они все были равны.

"Где все тщеславно, смерть побеждает" - Иероним Виерикс (1553 - 1619). Эта работа является хорошим примером тематики "danse macabre".
"Где все тщеславно, смерть побеждает" - Иероним Виерикс (1553 - 1619). Эта работа является хорошим примером тематики "danse macabre".

Тут тоже прослеживается схожесть с философией Санта Муэрте, хоть и не настолько же очевидная: смерть является уравновешивающей силой. Поскольку каждый человек имеет свой конец, перед смертью мы все равны и наши статус, расса, ориентация, пол, обеспеченность и т.д. никак не влияют на этот факт. Это идея равенства по причине единого и равного факта смертности.

Образ смерти с косой и "danse macabre" могут быть взаимосвязаны с философией Санта Муэрте, так как смерть с косой и архангел Азраил напрямую связаны с появлением Санта Муэрте как божества или святой. Во время колонизации до-испанской Мексики, Кортес, как и европейцы на его стороне, хорошо были знакомы что с образом смерти с косой, что с образом La Parca ("Иссохшая", или женский образ жницы. Считалась более миролюбивым образом смерти, с которой можно было договориться, но иногда образ отождествляется с мужской смертью с косой. Она прямо повлияла на появление культа Святой Смерти), что с архангелом Азраилом (образ которого связан с образом смерти с косой). После завоевания, ацтеки не могли практиковать свои традиции открыто, и поэтому они делали это в тайне и также постепенно добавляли в свои практики элементы католицизма и европейских верований, что постепенно привело к появлению новых святых, таких как Дева Мария Гваделупская или же сама Санта Муэрте. Соответственно, аспекты этих верований наверняка повлияли на ацтекский традиции и частично вылились в ту философию, которую мы имеем сейчас

Применения философии

Это будет легче объяснить на примере того, что происходит непосредственно внутри культа Святой Смерти. Из-за подобных представлений о смерти и о нашей природе, мы формируем следующее отношение к некоторым вещам:

1. Мы все равны перед смертью, соответсвенно люди, которые могут быть традиционно не одобрены обществом (преступники, наркоманы, люди различных рапсовых принадлежностей, люди с психическими расстройствами, ЛГБТК+ и любые другие группы) с большой вероятностью могут получить поддержку в культе Санта Муэрте. К примеру, один из алтарей Святой Смерти расположен в районе Тепито, Мехико, который является одним из самых криминальных во всем городе, если не в стране. Это показывает, что смерть принимает всех, независимо от того, откуда они к ней пришли.

2. Одним из главных страхов человека является страх смерти или страх изменений. По объяснённым выше причинам их можно объединить в один страх. Люди, пришедшие в религию Святой Смерти, принимают смерть в любой ее форме, осознавая, что она является постоянным спутником их повседневной жизни, и понимая, что бежать от нее бесполезно. Это помогает принять человеку его смертную натуру, и научиться любоваться ей, научиться радоваться ей, и научиться найти любовь к смерти, отнимая большое количество страха. Люди почитают Святую Смерть не из ужаса от ее силы, а из любви к ним.

3. Смерть принимает каждого человека как отдельную, уникальную личность, со своими особенностями. В окружении принятия всех человеческих изъянов и принятия постоянных изменений человека, появляется больше возможностей для исследования себя и того, кем вы действительно можете быть. Вы можете стать кем угодно, быть кем угодно, вы можете быть с кем угодно, и вы ровно также будете приняты смертью, как и любой другой человек. Философия Святой Смерти дает свободу.

Конечно, применений может быть в разы больше, и они могут быть намного более конкретными, но описанное выше это фундамент подобных применений. Это важно осознать любому, кто идет по пути Святейшей.

Философия Санта Муэрте, как и сам культ, имеют много интересных аспектов и занимательную историю, и я надеюсь, что вы тоже разделяете мое восхищение этими концепциями. Благодарю вас за ваше время, и я надеюсь, что вы подчеркнули для себя что-то полезное.