1,9K подписчиков

Правителей на мыло. Культ Неба. Разбор сцены из дорамы. Введение в конфуцианство. Часть 2.

2,3K прочитали

Начиная с правления Чану Фа, это девятый век до нашей эры и начало эпохи Чжоу на территории нынешнего Китая (вы помните да? - Чжоу победили Шан, вот в их честь и названа эпоха), культы Неба и предков стали основными религиями Китая. Про божество Шан-ди, по понятным причинам - забыли, ведь его потомков на земле не осталось.

Небо удобно сравнивать с верховным божеством, хотя это будет и не совсем точное сопоставление.

  • Небо не создавало жизни на земле, но оно правит всем живым. Небо не влияет на явления природы — этим небесный культ отличается от многих религиозных течений, где всегда найдётся некая верховная сущность, от которой произошло и теперь зависит всё живое.
  • Небо дало правителю Китая Верховный закон (свод социальных правил), сделавший его своеобразным переводчиком-транформатором между народом и небесной волей.

В этом 👆 кроется рациональная выгода религиозного течения о Небе - то, почему оно было принято и почему так долго являлось фундаментом трона правителей.

храм Неба. Пекин
храм Неба. Пекин

Давайте разберемся:

Небо — это загадка, тайна которую невозможно познать. Наибольшую таинственность небу придаёт его молчание (а вы тоже помните эти советы из старых книг и журналов «хочешь быть загадошной — молчи» ?), ведь никаких тайных шепотков, написанных огнём и кровью писем, звучащих громом с небес приказов не было — Небо молчит всегда. И только владелец Верховного закона — правитель, способен уловить (и то частично) суть небесных замыслов. И в этом полезность вана номер раз.

Молчаливость Неба и отсутствие касты избранных, способных каким либо образом с ним общаться, очень отличает небесный культ от многих и многих религиозных течений.

Ван, владелец Верховного закона (небесного мандата), отвечал перед Небом за своих поданных. А перед подданными нёс ответственность за правильную трактовку и правильное исполнение небесной воли. Ван всем и всё был должен, но именно это делало его необходимым. В этом его полезность номер два.

На этих двух царских полезностях и держалось правление ванов без малого шесть веков.

Очень интересно понимание и само название — поднебесная. Поднебесная — это не Китай, а весь мир, всё, что находится под Небом. А император Китая, соответственно - император всего мира. Жители мира, по мнению китайцев, не понимали этого исключительно из-за своей необразованности. Относительно образованной китайцы признавали, например Корею, которая, в свою очередь, признавала культ Неба и верховенство императора Китая.

С того момента, как культ Неба стал основным на Китайской территории, вера китайцев теряет несколько очков религиозности и становится ближе к идеологии.

Если раньше правление держалось на божественных генах правителя, то теперь право управлять страной подтверждалось владением (знанием, соблюдением, пониманием) законом.

Небо призывало императора на службу, но оно же в любое время могло его уволить (без выходного пособия и с конфискацией имущества), если было недовольно его правлением. О своём решении лишить царя власти оно давало знать всем подданным разом, в обход вана, лишившегося доверия.

Как Небо доносило свою волю, если оно молчаливо?

Засуха, мор, потоп — сигналы недовольства Неба и прямой указ народу на то, что правительство нужно свергнуть.

Истории Китая и Кореи прошлых веков пронизаны восстаниями и свержениями. В России есть смутное время и революция семнадцатого года. В Китае/Корее смутное время — это по двадцать лет в каждом веку. Троны под правителями тряслись при любой народной неприятности.

Впоследствии, в конфуцианстве, голос народа так и остался голосом социального закона, стоящего надо всем.

Тут нужно отметить определяющую разницу в восприятии конфуцианства и небесного культа Китаем и Кореей.

Китайцы рациональнее, мыслят предметно. Они понимали, что даже если на страну нападёт засуха и ещё тридцать три несчастья, но жизнь народа будет оставаться сносной, люди на улицы не пойдут, даже если кто-то попытается их для этого организовать. Поэтому правители в своей политике выше религиозных догматов ставили экономические выгоды: например низкие налоги, которые давали народу возможность делать накопления и позволяли не содержать зверский штат выбивальщиков этих самых налогов. От низкой ставки и так никто не бегал.

Корейцы же верили более упорото, непреклонно выполняя догматы. В случае наступления тяжелых времен закручивали гайки правил ещё туже (правительство ещё и похвалялось перед народом, как оно привержено религии, пытаясь этим мотивировать людей не свергать вана).

С точки зрения современности, оборачиваясь на историю, корейский метод выглядит как мазохизм. На деле же это было обусловлено верой — «мы недостаточно рьяно выполняем предписания Закона, вот Небо и сердится».

Культ Неба в Китае до нашего времени не дожил ни в каком виде — искоренили (регионоведы и социологи так считают). Окончательный конец культу положил приход социализма.

А вот в Корее его можно ещё отследить, сидит у людей где-то глубоко на подкорке.

Начиная с правления Чану Фа, это девятый век до нашей эры и начало эпохи Чжоу на территории нынешнего Китая (вы помните да?-2

Давайте теперь разберем сцену из дорамы «Алые сердца», где четвёртый принц с помощью веточки и горшка с водой вызывал дождик.

Где: Корё, государство на территории нынешней Кореи.

Когда: десятый век нашей эры.

Перейдём к сути.

В Корё принято конфуцианство, оно уже пришло, учение Конфуция наконец оценили. Но и культ Неба ещё процветает, тем более, что конфуцианству он никак не противоречит ибо на его основе оно (конфуцианство) и построено.

В Корё засуха и народ, которому и так не сладко живётся, с подозрением косит в сторону вана — а не провинился ли он перед Небом и не пора ли правителя убрать.

Решено провести обряд выспрашивания дождя.

Тут интересно. Небо не влияет на природные явления, но попросить о дожде, как благодати для народа можно. В этом случае дождь будет выступать подтверждением того, что ван для дальнейшей службы годен и Небо по-прежнему благосклонно. То есть не Небо пошлёт дождь, а судьба людей изменится (не умрут голодной смертью из-за неурожая) благодаря благосклонности Неба.

«Император — как поверенный неба и в то же время единственный законный посредник между ним и своим народом». Только император (и ван) как верховный жрец мог возносить молитву Небу и проводить ритуалы. Ответ Неба на проведённый ритуал подтверждал или опровергал легитимность власти правителя. Пошёл дождь — годен, не пошёл — не годен.

И тут мы наблюдаем одну очень хитрую хитрость. Ван Тхэджо благородно уступил свою непосредственную обязанность одному из сыновей. Благо сыночков много, а самый любимый очень удачно в отъезде (насколько отъезд наследника на время проведения ритуала был просчитан заранее оценить сложно).

Если бы ритуал не удался, это дало бы вану запас времени: можно предложить для проведения ритуала другого сына или совершить его самому. В любом случае, ритуалы один за другим не проводят, нужна подготовка — десять дней поста, как минимум, а засуха не вечна.

Запрет на посещение дворца наложниц Домивон относится непосредственно к посту, который заключался в воздержании от: алкоголя, развлечений, женщин и подразумевал крайнюю скудость пищи и много молитв.

Тянуть время до осадков — самый верный выход, на что нам не раз указывают герои дорамы.

Слова третьего принца о том, что, в случае если ритуал не удастся, то ритуальщика казнят, дабы его кровь пролилась дождём на землю — не совсем шутка. Во времена Шан-ди культы Неба и Земли поддерживались человеческими и животными жертвоприношениями. Времена эти древние прошли и ванов никогда в жертву не приносили, но отсылка верная.

Из-за чего началась грызня среди принцев, думаю, понятно — это шанс заработать «баллы народной любви». Если дождь пойдёт, значит Небо благоволит наследнику и признаёт его как следующего желательного носителя Небесного мандата.

Напоследок пара слов о самом ритуале. Он проводится под открытым небом: в Китае и Корее действовало правило — кому молимся, там и находимся. Молились Небу под открытым небом, молились Земле на земле (посредством пахоты это делалось), молились предкам там, где они жили — в доме.

Ритуал весьма примитивен, практически язык жестов (Небо молчит, вы помните, и, будучи само немым, человеческий язык понимает плохо): водой орошали землю, показывая Небу, что нужна вода, а зеленая ветка в правой ведущей руке демонстрировала цель — для чего вода.

Религии и история до конфуцианства. Кто такой Конфуций. Введение в конфуцианство. Часть 1.
Культура 문화 文化19 мая 2023