Здоровье — основа гармоничной счастливой жизни человека. Если есть здоровье, то у человека будет хорошее настроение, много энергии и возможность осуществлять свои жизненные планы. Здоровые дети отличаются высокой подвижностью, положительным эмоциональным фоном, высокой познавательной активностью, то есть они играют, исследуют окружающий мир, экспериментируют и познают, общаются друг с другом. И всё это доставляет удовольствие, а негативные эмоции быстро забываются.
Самые первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья обычно делаются в дошкольном учреждении или дома, в тесном контакте с родителями.
Но общая картина здоровья детей на сегодняшний день не столь благополучна. Приходя в ДОУ дети уже имеют массу нарушений по здоровью, таких как недобор или избыток веса, слабую иммунную систему, нарушения осанки, плоскостопие, проблемы со зрением и т.д.
Результаты профилактических осмотров детей по данным РОСТАТа за 2016-2018гг, без учёта детей до 1 года.
Цель здоровьесберегающих технологий — научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Здоровье не является величиной постоянной, поэтому, понимая закономерности его формирования и развития, можно увеличивать его количественные и качественные показатели. Для этого коллектив ДОУ от педагогов до заведующего старается создать особое пространство, в котором ребёнку легко перенять необходимые знания и навыки в отношении здоровья и его поддержания.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании — это закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — это технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
В ДОУ как правило, создаются условия для реализации здоровьесберегающего образовательного процесса:
— организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
— оснащение ДОУ оборудованием, игрушками, играми и специализированными пособиями.
Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Комплексный подход к организации здоровьесберегающего обучения в ДОУ может быть реализован с помощью различных многофункциональных интерактивных комплексов. Новочеркасская Фабрика Интерактива выпустила подобный комплекс под названием «Будь здоров», который адекватно возрасту дошкольников позволяет с легкостью вовлечь детей в изучение основ здоровьесбережения.
Комплекс «Будь здоров» состоит из нескольких составляющих:
- Встроенный ростомер со светодиодной подсветкой, электронные весы на выкатной подставке, предустановленное программное обеспечение и два развивающих игровых модуля.
- Программное обеспечение включает набор из 16 познавательных игр, которые научат ребенка оказывать первую медицинскую помощь, ответит на вопросы «Как устроен человек?», «Зачем нужна аптечка и как ее применять?» и многое другое.
- У дидактического модуля магнитная поверхность, и он содержит логическую игру по типу «Крестики-нолики», в которой витаминки сражаются против микробов. При этом, модуль можно использовать для других магнитных карточек, которые есть у педагога.
- Второй дидактический модуль – развивающая всем известная игра «Камень, ножницы, бумага». Модуль вовлечет в увлекательную игру группу детей, разовьет моторику, внимательность и сопернический дух, может служить жеребьевкой между детьми для выполнения других заданий.
- Сенсорная поверхность интерактивного комплекса реагирует как на управление пальцами, так и на специализированный стилус.
Дошкольный возраст наиболее благодатный период для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни. А так как ведущей деятельностью является игра, то использование многофункциональных интерактивных игровых комплексов для обучения может быть наиболее эффективно.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.