Разбираем, насколько бесплатна и проста работа с электронными сервисами ФНС
Понадобилось внести изменения о юридическом адресе в ЕГРЮЛ в связи со сменой адреса строения по месту регистрации компании.
Компания без сотрудников, директор-учредитель в одном лице, работает на патенте. С таким набором характеристик электронными сервисами никогда не пользовались - нет необходимости. ЭЦП не приобретали - обходились шариковой ручкой.
В налоговой инспекции настояли приобрести электронную подпись, чтобы отправить документы на регистрацию вносимых изменений в ЕГРЮЛ через электронный сервис, убедив, что это будет просто, быстро и совершенно бесплатно.
Особо подчеркнули, что при подаче этих же документов на бумажном носителе понадобится заплатить госпошлину за регистрационные действия в размере 800 рублей.
Слово "бесплатно" обладает какой-то магической силой. Размер бесплатного значения не имеет.
Стоит ли говорить, что директор поддался магии слова и согласился на бесплатную регистрацию сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Эпопея началась.
Первым делом потребовался материальный носитель (рутокен) на который следовало записать электронно-цифровую подпись (ЭЦП).
Рутокен было предложено купить здесь же - в налоговой за 2100 рублей, или чуть подальше - в почтовом отделении за 2600 рублей.
Принеся покупку в офис (с уверенностью: поправлюсь быстро - ходить с документами не придётся) и, войдя в сервис Государственной онлайн-регистрации бизнеса на сайте ИФНС, легко заполнил, прямо в сервисе, заявление по форме № Р 13014, подгрузил отдельно составленные и отсканированные документы, в виде Решения единственного учредителя о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а так же, сами изменения (их потребовалось подписать обычной ручкой).
Перейдя на страничку сервиса "Электронная подпись документов", вставил флешку с ЭЦП в разъём устройства, нажал кнопку "Подписать".
Колёсико закрутилось и выдало: "Сведения о Крипто ПРО ЭЦП browser plug-in. Плагин недоступен".
Помимо цифровой электронной подписи понадобился криптопровайдер с поддержкой алгоритмов шифрования ГОСТ 34.10-2001 и ГОСТ 28147-89 и программный компонент для работы с ЭЦП с использованием web-браузера.
Скачав (тут же по ссылке) и установив СКЗИ КриптоПро CSP версии 5.0. R2 и программный компонент Крипто ПРО ЭЦП browser plug-in вновь запустил подпись. Снова - ошибка.
Оказывается, не установлены:
- драйвера на используемый ключевой носитель;
- корневые сертификаты Удостоверяющего центра, выдавшего ЭЦП;
- и сама ЭЦП не помещена в хранилище личных сертификатов на компьютере (просто вставить Рутокен с ЭЦП в разъём рабочего устройства недостаточно).
Проделав все вышеуказанные манипуляции, наконец, получили нужный результат. Подпись стала активна, подписывала документы, но, увы, не на сервисе ИФНС.
Информация о недоступности плагина продолжала поступать всякий раз после нажатия в сервисе онлайн-регистрации клавиши "Подписать" перед отправкой документов. Попытка вновь установить недоступный компонент выдавала сообщение: "Плагин уже установлен". Переустановка его ещё несколько раз проблемы не решала.
Эврика!!! Пришла мысль! Недоступен не означает, что отсутствует. Что-то мешает сервису его обнаружить.
Запустив диагностику, выяснилось, что в системных настройках нашего интернет-браузера (это был Яндекс. Браузер) не разрешено подключение к сайтам, использующим шифрование по ГОСТ, требующим КриптоПро CSP.
В Настройки - Системные - Сеть включена - Подключаться к сайтам, использующим шифрование по ГОСТ. Требуется КриптоПро CSP - понадобилось поставить галочку.
Цель была взята. Документы подписались и действительно быстро отправились получателю (нажатием одной кнопки "Отправить").
В принципе, настроить удалось самостоятельно. Не сложно. Для человека с интеллектом и наличием достаточного количества свободного времени.
Перед началом работы с ЭЦП от ИФНС стоит внимательно читать условия работы с электронными сервисами и порядок настройки рабочего места. Инструкции на сайте ИФНС достаточно подробные.
Но компьютер может выдавать неожиданные задачи, отказываясь что-либо запустить (зависит от пользовательских настроек).
Специалисты берут за настройку рабочего места, в среднем, 1200 рублей в час.
Тому, кто не желает себя утруждать, налоговики рекомендуют обращаться с полученной ЭЦП в МФЦ, где помогут отправить документы. Опять же, со слов инспектора, быстро и бесплатно.
Зайдём через МФЦ.
Действительно, при отправке документов на регистрацию через МФЦ не требуется уплата госпошлины. Услуги специалистов многофункционального центра так же не оплачиваются.
Однако в МФЦ, к поданным для отправки на регистрацию документам, запросили нотариально заверенную подпись на бумажных экземплярах.
Тариф за освидетельствование нотариусом подлинности подписи на документе - 200 рублей. К тому же понадобится предъявить паспорт, учредительные документы, включая устав, заверенный в ИФНС, решение (протокол).
Какой смысл, имея ЭЦП, отправлять документы через МФЦ с обязательным визитом к нотариусу, когда нотариус может самостоятельно отправить требуемые документы на госрегистрацию, по доверенности, используя свою электронную подпись.
За дополнительную плату вам не только отправят, но и подготовят весь пакет документов. За услуги правового и технического характера в нотариате возьмут от 1500 до 4500 рублей.
Нотариус может отправить документы и с ЭЦП заявителя. Что обойдётся чуть дешевле, чем по доверенности.
Но в любом случае - это дороже, уплачиваемой государственной пошлины, при личной подаче документов в ИФНС на бумажных носителях.
Подводим итог: когда слышишь слова "просто" и "бесплатно" - ищи, в чём подвох.
Впрочем, препятствий всегда больше в мыслях, чем в реальности