Найти тему
Амурская правда

Тайны Триумфальной арки: как мы взобрались на крышу главного символа Благовещенска

132 года назад в Благовещенске на берегу Амура выросла первая Триумфальная арка. В честь визита в город будущего императора Николая Второго, который путешествовал по Востоку и по пути из Японии посетил Приамурье, ее успели построить в удивительно сжатые сроки — меньше чем за полгода. Стройка стартовала зимой, а 4 июня 1891 года главный символ амурской столицы, обращенный одной стороной к Китаю, уже встречал цесаревича поблизости от речного причала.

Несколько лет назад корреспонденты АП раскрыли все тайны Триумфальной арки: побывали внутри царских ворот, взобрались на их крышу и полюбовались с высоты птичьего полета на Хэйхэ, а также выяснили, как в начале двухтысячных возрождали будущий символ Благовещенска. История главных ворот амурской столицы - в нашем материале.

Что внутри у царских ворот

Замок в маленькой тугой дверце в одной из опор благовещенской Триумфальной арки с трудом поддался ключу. Распечатав нечасто отпирающийся вход, мы согнулись и пробрались внутрь главного символа амурской столицы. В кромешной тьме фонарик высветил «внутренности» Триумфальной арки — оранжевые кирпичные стены и крутые железные ступени. Чем выше поднимались, хватаясь в темноте за перила, тем становилось светлее. Последний пролет, ведущий на крышу царских ворот, оказался самым крутым и опасным. Преодолев его, попали на тесную площадку.

2 июня — день рождения Благовещенска

Насладиться открывшимися с высоты птичьего полета видами мешали два шатра, увенчанные двуглавыми орлами, высокий парапет и многочисленные фигурные кокошники на нем. На каждой стороне арки их по семь: шесть маленьких и посередине один большой.

Древки в «чреве» ждут флагов

Из проема обращенного к набережной кокошника на Амур и разросшийся Хэйхэ с иконы глядит яркими голубыми глазами керамический Николай Второй, последний император Российской империи. В честь его приезда в Приамурье, тогда еще в качестве цесаревича — будущего наследника престола, в 1891 году в Благовещенске меньше чем за полгода построили первую Триумфальную арку. Приоткрыв ставню окошка — деревянный щит с иконой, удалось полюбоваться с 20‑метровой высоты летними видами современной благовещенской набережной, реки и соседнего берега. С первых царских ворот на Амур, кстати, глядел не царь, а святой Николай Чудотворец. Из проема противоположного кокошника, где закреплена керамическая икона Благовещения, взору предстала залитая солнцем площадь Победы с гуляющими по ней детьми и мамочками с колясками.

-2

«У Виктора Гюго в романе «Отверженные» Гаврош с ребятишками в чреве слона обитал. Так вот, у нашей арки тоже такое чрево, даже поинтереснее», — обещал накануне журналистам АП много необычного сам не раз бывавший внутри царских ворот архитектор Валерий Сикерин. Он два года вместе с командой энтузиастов занимался восстановлением разрушенной в 1936 году Триумфальной арки, в первый раз спроектированной архитектором Иосифом Буковецким. «Себя я называю архитектор два Триумфальной арки два», — объясняет Валерий Яковлевич.

-3

Под ногами на небольшой узкой крыше лежат четыре тонких длинных железных трубы. Как оказалось, к водостоку, проходящему через всю арку сверху вниз, отношения они не имеют. «Это древки для флагов, их специально сделали к открытию Триумфальной арки в 2005 году. Тогда специально шились флаги, и, когда открывали арку, эти древки использовали, — рассказал Валерий Сикерин. — Потом и древки, и праздничные флаги убрали — ветер закручивал ткань». Когда 125 лет назад 4 июня в Благовещенск прибыл цесаревич, на той, первой Триумфальной арке также висели большие государственные флаги и были сделаны гирлянды из цветов.

Стены царских ворот выложены из красного кирпича: их толщина от 70 до 90 сантиметров. Фото: Сергей Лазовский
Стены царских ворот выложены из красного кирпича: их толщина от 70 до 90 сантиметров. Фото: Сергей Лазовский

Интересно, что обильные снежные осадки крыше арки совсем не страшны. «Снег, который за зиму накапливается, убирать не нужно. Крыша обустроена на железобетонных плитах перекрытия и выносит очень большие нагрузки, поэтому снег весной тает и через крытые трубы водооотведения уходит в канализацию», — поясняет архитектор. К слову, на первой арке водосток, как это видно на исторических изображениях, пролегал снаружи строения, прямо по боковому фасаду, теперь же «лицо» города не имеет ничего лишнего. Спрятать трубы удалось благодаря современной плоской кровле с внутренним водостоком, а в 19‑м веке крыша была шатровой.

Ночные гости следят за лампочками

-5

Но дожди и тающий снег все же наносят ущерб арке. В частности, вредят проводке, которая питает 56 светильников, шесть железных фонарей и две лампы под иконами, освещающие арку по ночам. Примерно раз в месяц внутрь царских ворот сквозь ту самую маленькую дверь с осмотром приходят специалисты бывшего «Горсвета», а ныне одного из подразделений ГСТК. В «чреве» Триумфальной арки множество проводов и автоматики, которые портит просачивающаяся вода. Порой ремонтники пробираются на крышу по крутым лестницам по ночам, но чаще устраивают плановые комплексные проверки днем. Последний большой осмотр прошел 31 мая. По словам Александра Клепикова — начальника оперативно-диспетчерской службы подразделения ГСТК, занимающегося наружным освещением города, морозы и оттепели не пошли электрике в арке на пользу. Просачивающаяся в том числе и в кабели вода замерзает и оттаивает, все растрескивается, автоматика «прогорает» и требует замены.

Восстановленную Триумфальную арку в Благовещенске открыли 4 ноября 2005 года, спустя 114 лет после рождения ее предшественницы.

Один раз электрику на царских воротах уже полностью обновляли. «Это было лет шесть назад, мы поменяли все оборудование на арке, потому что оно уже вышло из строя. Сами понимаете, арка круглый год стоит под солнцем, дождем и снегом, вода затекает, все приходит в негодность, — сокрушается Александр Клепиков. — После замены оборудования первое время там практически никаких вмешательств не требовалось, может быть, раз в два месяца меняли лампочку, в основном если контакт отходил. Сейчас почаще приходится это делать». А вот наружное освещение на Триумфальной арке осматривают исключительно ночью. «Дело в том, что из‑за структуры фасада днем проблематично увидеть что‑то», — поясняет Александр Клепиков. По словам руководителя подразделения ГСТК по эксплуатации и содержанию сетей наружного освещения Дмитрия Горбунова, лампочки на арке меняются по мере необходимости. «Она ведь может и полгода проработать, и через месяц сгореть. Следим постоянно. Если лампа погасла сегодня ночью, к завтрашнему вечеру мы уже все поменяем», — уверяет Дмитрий Горбунов.

Кованая крышка железного фонаря весит около 15 килограммов, рассказывают специалисты. Фото: Сергей Лазовский
Кованая крышка железного фонаря весит около 15 килограммов, рассказывают специалисты. Фото: Сергей Лазовский

Арка мечтает о реставрации

Нынешняя Триумфальная арка прочнее близняшки-предшественницы. Когда ее строили, под каждую опору в землю на шестиметровую глубину вбили четыре сваи диаметром полтора метра. Также уложили железобетонную плиту, на которой начали делать кладку из красного кирпича. «Все это страшно надежно, — уверяет архитектор Валерий Сикерин. — Если не будет землетрясения, арка простоит очень долго. Если придется, она и три, и пять наводнений могла бы выдержать». Правда, вскоре после возведения арка не выдержала людских нападок — тогдашний лидер благовещенских коммунистов исписал ее прокоммунистическими лозунгами вроде «Нет кровавому царю». Краска въелась в фасадное покрытие и не поддавалась растворителям, пришлось провести новое окрашивание.

На крыше и внутри главного символа Благовещенска раз в месяц с осмотром бывают электрики. Фото: Сергей Лазовский
На крыше и внутри главного символа Благовещенска раз в месяц с осмотром бывают электрики. Фото: Сергей Лазовский

Несмотря на всю прочность, царские ворота уже требуют реставрации. Местами, если приглядеться, штукатурка начинает осыпаться. О необходимости ремонта начали говорить еще года четыре назад. «Через какое‑то время арка начнет «сыпаться», даже несмотря на то, что были применены качественные материалы, сделано все толково и оштукатурено очень хорошо. Ведь погода у нас постоянно меняется», — говорит архитектор. «Арку уже пора выводить в капитальный ремонт, хотя мы и проводим по своей линии плановые ремонты и продолжим поддерживать электрику в работающем состоянии», — высказывает мнение Александр Клепиков.

-8

Амурская арка была самой большой

Другие дальневосточные города, куда заезжал наследник престола, также возводили к приезду Николая свои триумфальные арки. Например, в Хабаровске их было две, но обе деревянные. Во Владивостоке — тоже каменная, как и в Благовещенске. Но амурская была самая большая.

В 1928 году Триумфальная арка вместе с городом пережила наводнение, а в 1936‑м ее, уже обветшавшую, разобрали учащиеся речного училища, чтобы не мешала заливке катка. Спустя 80 лет арку снова восстановили и сделали прочнее и даже красивее. Интересные факты о первой и второй триумфальных арках АП выяснила у архитектора Валерия Сикерина, занимавшегося восстановлением главного символа Благовещенска.

По образу первой римской арки

Прародительницей благовещенской Триумфальной арки стала древнеримская арка Тита, появившаяся в первом веке нашей эры.

— Наша арка по размерам очень близка к первой римской арке, сохранившейся в Италии. Ее создатель — областной архитектор, гражданский инженер Иосиф Буковецкий — был человеком грамотным, поэтому взял за основу арку Тита, — отмечает Валерий Сикерин. — По своим деталям наша очень необычная: есть некие псевдорусские, русские детали. Такая смесь стилей. Царю арка понравилась, Буковецкого наградили. Наша арка абсолютно уникальная. Она соответствует своему месту, нашему городу. И хороша именно здесь, потому что здесь она была рождена и восстановлена.

Отец современной Триумфальной арки замечает — и для Дальнего Востока, и для амурской столицы такая арка «супер». В стране можно найти более монументальные Триумфальные арки, например в Москве на Кутузовском проспекте. Но амурская арка хороша на своем месте. Себя, кстати, Валерий Яковлевич скромно называет архитектором номер два триумфальной арки номер два. Историческую «близняшку» строили два года, начиная с 2003‑го. Открыли в праздник — 4 ноября 2005‑го.

Между тем в ожидании скорого приезда наследника престола арка-предшественница была возведена очень быстро.

Арку восстанавливали на добровольные пожертвования, часть вложил и ее архитектор Валерий Сикерин. Фото: Сергей Лазовский
Арку восстанавливали на добровольные пожертвования, часть вложил и ее архитектор Валерий Сикерин. Фото: Сергей Лазовский

— Первую арку отстроили в очень сжатые сроки, даже удивительно, что смогли, — замечает Валерий Яковлевич. — Буковецкий, конечно, был вынужден торопиться. Хотя он наверняка понимал, как все надо сделать. А я смог повольничать немножко, и наша арка обогатилась. Например, у Буковецкого вот эти торцевые фасады, боковые, повторяли рельефы арки, но не было некоторых декоративных деталей. Колонки стояли, и окно также было, а прочее оставалось гладким. Я же пропустил оба карнизных яруса полностью еще и по боковым фасадам, чтобы оживить и обогатить архитектуру самой арки.

Валерий Сикерин стал первым победителем премии «Память» имени Юрия Ляшко, экс-мэра Благовещенска и губернатора Приамурья. Автору проектов реконструкции Триумфальной арки и первого здания города, деревянной Свято-Никольской церкви, вручили кубок «Памяти», диплом и денежную премию.

Вместе с тем архитектор также сумел и почистить торцевой фасад от лишних засоряющих деталей, например от крестиков на верхних ярусах. Также была приподнята и увеличена по высоте цокольная часть. Около 40 сантиметров опор внизу — это несколько рядов серо-розового гранита. В опорах арки сделали двери входа с крестообразным черным декором на них. Кроме того, раньше на профиле арки виднелась тянувшаяся снаружи водосточная труба. Современники убрали с бокового фасада водосток и спрятали его внутрь строения. Сделать это смогли благодаря плоской кровле. В 19-м веке крыша еще была шатровой. «Я немного изменил пропорции арки, считаю, что в лучшую сторону. Высота шатров теперь более гармоничная, они были низковаты», — поясняет архитектор.

Современница в розовых тонах

В какие цвета была окрашена первая арка, точно неизвестно. А потому решение, во что «одеть» восстановленный символ города, было не самым легким.

Керамическая икона Благовещения, которая венчает арку с одной из сторон, обращена к площади Победы. Фото: Сергей Лазовский
Керамическая икона Благовещения, которая венчает арку с одной из сторон, обращена к площади Победы. Фото: Сергей Лазовский

— При восстановлении следовало все детали продумать. Со стенами было более-менее понятно — мы знали, что это был красный кирпич. Сложнее было принять решение о том, как отделать арку, каким будет ее цвет, — вспоминает Валерий Сикерин. — Первую арку построили в зимнее время, что было не очень принято из‑за климата — в морозы делать кирпичную кладку рискованно. Но все получилось. Время уже поджимало, и поэтому, судя по старым фотографиям, арка была оштукатурена тонким слоем. Каким‑то обычным известково-песчаным раствором, тогда так делали. Он довольно крепкий, но есть одна фотография, сделанная после дождя, на которой видно, как сквозь штукатурку проглядывает кирпичная кладка. Наверное, слой штукатурки был тонкий и, скорее всего, грубоватый. Как это было покрашено, мы не знаем. Может быть, в белый или какой‑то другой тон. Но какие‑то детали, очевидно, были побелены.

Сегодня основная часть арки одета в светло-сероватый цвет с оттенками розового. На солнце больше проявляется теплый тон, и арка кажется розовой. Четыре железных кованых фонаря на опорах висят в углублениях, покрытых каменной штукатуркой серо-зеленого цвета.

Главными инициаторами реконструкции стали директор «Амурской ярмарки» Анатолий Телюк и архиепископ Гавриил. Фото: Сергей Лазовский
Главными инициаторами реконструкции стали директор «Амурской ярмарки» Анатолий Телюк и архиепископ Гавриил. Фото: Сергей Лазовский

Пятнадцать лет назад мастера применили для оштукатуривания и окраски арки хорошие современные материалы. На цоколях опор штукатурку сделали коричневой, но уже через несколько месяцев они пострадали от рук вандалов. Ночью на опорах написали несколько лозунгов: «Нет кровавому царю», «Долой Николая Второго», нарисовали серп и молот. Валерий Сикерин предлагал все ободрать и заново оштукатурить, но из‑за дороговизны и сложности работ хулиганские «художества» просто закрасили. После этого поверхность стала более гладкой.

В 1928 году Триумфальная арка пережила наводнение, а в 1936 ее, уже обветшавшую, разобрали учащиеся речного училища, чтобы не мешала заливке катка.

Железобетонная близняшка на старом месте

Чертежи первого строения не сохранились, и воссоздавать арку пришлось по фотографиям, причем не лучшего качества. «Было непросто принимать решение по высоте и ширине. Но нашлось несколько удачных фотографий. На одной из них, снятой со стороны Амура, в перспективе видно здание торговых рядов, которое мы Мавританией называем, рядом с Триумфальной аркой. И вот эта фотография позволила достаточно точно определить и высоту, и ширину, и глубину, и место посадки», — объясняет Валерий Сикерин.

Найденные на месте строительства камни от старого фундамента арки Валерий Сикерин передал в музей. Фото: Сергей Лазовский
Найденные на месте строительства камни от старого фундамента арки Валерий Сикерин передал в музей. Фото: Сергей Лазовский

В итоге новая арка выросла точно на месте старого прочного фундамента из бутового камня. Даже рассматривался вариант снять часть почвы, сантиметров 70—80, и посмотреть, в каком состоянии находится фундамент предшественницы. Но в итоге приняли решение строить новую арку на новом фундаменте. Он стал более прочным. «Пригнали специальную технику, которая делает опоры для мостов. Под каждую опору вбили четыре сваи диаметром полтора метра. Пробурили землю метров на шесть. И все это было сделано с мощной арматурой, залито бетоном и положена сверху очень мощная железобетонная плита. На ней уже потом провели кладку. Это страшенно надежно!» — уверяет архитектор. В принципе теперь арка может простоять даже несколько веков, выдержать несколько наводнений и разве что сильного землетрясения не переживет, отмечает Валерий Яковлевич.

Использовались для новой арки и другие современные материалы. Полукруглый свод раньше был кирпичным, а стал железобетонным. «Из кирпича такой свод мы уже не сумеем выложить», — замечает архитектор. Толщина кирпичных стен арки в разных местах от 70 до 90 сантиметров.

Первая арка была построена в рекордные сроки — меньше чем за полгода. Фото Амурского краеведческого музея (Архив АП)
Первая арка была построена в рекордные сроки — меньше чем за полгода. Фото Амурского краеведческого музея (Архив АП)

Арку строили с душой

Архитектор Валерий Сикерин признается: арку восстанавливали с душой и случайных людей на стройке не было. Однажды один из строителей, не стесняясь, заявил, что «плевать он хотел на эту вашу арку». После этого на восстановлении исторического объекта он больше не трудился. «Делали те, кто действительно проникся идеей, все это было сделано с душой. Мы чувствовали, что строим необходимое для города строение», — вспоминает архитектор. Теперь площадь Победы с главным символом Благовещенска — одно из его любимых мест в городе. Хотя Валерий Сикерин и не верит в легенду о том, что загаданные под аркой желания сбываются, если пройти под ее сводом со стороны Амура.

-14
-15

Варвара Носырева

Вы бывали в Благовещенске? загадали желание, проходя под аркой?