289,9K подписчиков

Волшебные поганцы: беспилотники, как стратегический род войск …

31K прочитали
Что раздражает в налёте на Москву ударными БпЛА? Истеричность некоторых явно уставших от СВО экспертов, ранее отличавшихся здравомыслием и спокойствием.

Что раздражает в налёте на Москву ударными БпЛА? Истеричность некоторых явно уставших от СВО экспертов, ранее отличавшихся здравомыслием и спокойствием. Когда уважаемые офицеры запаса (фамилии не буду называть) начинают накручивать свою немалую аудиторию «в следующий раз прилетят БпЛА с «грязными бомбами», доколе!?» … подмывает задать им простой вопрос. Когда это «дроны-камикадзе» успели стать стратегическим видом вооружений, способным сломать волю к сопротивлению или нанести невосполнимый ущерб инфраструктуре огромной страны?

Объяснюсь, чтобы наши далёкие от военной науки дамы понимали, куда именно идёт милитаристский прогресс в использовании БпЛА, для чего тратятся сотни миллиардов валюты ведущими странами Запада, Ираном, Китаем, Индией, Израилем и рядом других государств. И когда нужно начинать беспокоиться (спойлер – с конца 2025-го) самым серьёзным образом, потому что наши заклятые партнёры вышли на финишную прямую по решению их самой главной проблемы – русских средств ПВО.

Концепция

Вчера некоторые контуры подобных операций обозначил, как именно будет применяться «рой беспилотников» с разнесённой по уровням системой управления. Сбей из этой стайки хоть половину, хоть три четверти – остальные задачу выполнят, поразят и средства ПВО и назначенные им цели. Но такие методы ведения воздушного наступления на критические, на особо важные объекты атаки вполне отражаемы, если имеешь совершенную систему РЭБ прикрытия, превращающую подотчётную территорию в непроницаемое пространство для любых сигналов. Но такие поля может позволить себе небольшое по площади государство, Россия всегда будет уязвима по причине громадности.

Именно поэтому в самый разгар «холодной войны» американцы не спеша начали рассматривать новую концепцию стратегического воздушного наступления конвенциональными видами вооружений. Не отличаясь гибкостью мышления, вознамерились своим авианосцам приделать крылья (фигурально, конечно), поместить их в пятый океан в виде воздухоплавательного аэродрома и разместить на борту … «паразитов», если использовать сленг американских военных теоретиков. Либо «паразитарные боеприпасы».

Они должны быть беспилотными, но выполнять функции истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. Сама «авиаматка» идёт в последнем эшелоне наступления, по причине своей незащищённости и больших размеров прикрывается пилотируемыми аппаратами. Концепция янки понравилась всем ведущим странам Западной Европы, Израилю и Японии, почти в одно время началось строительство «воздушных лабораторий» (переоборудованных военно-транспортных самолётов повышенной вместимости). Что-то по результатам исследований пошло в серию.

Терпения и воли хватило только американцам, они последовательно прошли стадии проектирования сброса с борта «воздушного авианосца» прототипов настоящих боевых самолётов с пилотами на борту, но эра воздушных топливозаправщиков поставила исследования на долгую паузу, пока в начале 90-х годов прошлого века не начала бурно развиваться отрасль строительства БпЛА. Но уровень технологий пока не позволял избавиться от пилотируемых живыми людьми «воздушных аэродромов», выбранные для этой роли самолеты БПА Р-8А «Посейдон», С-130 «Геркулес» и боевые вертолеты семейства АН-64 «Апач» выступали «курьерами» для доставки разного рода беспилотников.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

«Нулевые» и война в Ираке окончательно расставили приоритеты, была сформулирована и получила немалое финансирование программа создания Беспилотного Авиационного Комплекса (БАК) в двух ипостасях: полностью автономного и действующего с привязкой к оператору по спутниковой связи. Сначала задачи ставились только разведывательного характера, потом в уравнение подгрузили функционал РЭБ, а там амбиции доросли до ударного «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» с помощью широкой номенклатуры высокоточных крылатых ракет разного размера.

Гадёныш из легенд

Знакомьтесь, он же проект «Гремлин», ставший для Агентства перспективных исследовательских проектов МО США (DARPA) любимой игрушкой после конкурса на лучший и перспективный авиационный комплекс. В качестве первого этапа (пилотируемой «авиаматки» и беспилотных поганцев) началось переоборудование военно-транспортного С-130 «Геркулес» и размещение на его базе разведывательно-ударных БпЛА семейки Х-61А «Гремлины». А чтобы не замыкаться только на одном проекте, компании «General Atomics Aeronautical Systems» дали огромный подряд на создание «композитного авиационного комплекса» из дрона-носителя MQ-9B «Скай Гардиан» («Небесный страж») и его главного оружия – БпЛА «Спэрроухок».

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Вторую концепцию пока отложим до лучших времён, поскольку она далека до полноценных боевых испытаний, а вот «Гремлины» уже рвутся в бой, с конца 2020-го года проходят последний этап доработок перед выходом в очень-очень внушительную серию. Подготовлены или доучиваются сотни операторов, пишутся алгоритмы для полной «автономки» выполнения боевых задач, совершенствуются системы безопасного возвращения беспилотников в случае отсутствия целей или планового патрулирования. Волшебный котелочек варит…

В качестве лирического отступления … почему именно «Гремлины», янки всегда крайне неохотно дают своим системам вооружения уничижительные названия, предпочитая пафос и патетику. В специализированных военных изданиях США даже почти исторический спор возник в 2016-2017 гг., кто именно и с какой целью притащил в Град-на-Холме ирландский фольклорный персонаж, мелкого пакостливого беса, который … считался в Королевских ВВС реально существующим. А по мотивам баек английских лётчиков во времена «Битвы за Англию» был написан бестселлер «Гремлины» за авторством боевого пилота «Харрикейна», дипломата и разведчика Роальда Даля.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Книгу рекомендую к прочтению, лёгкое, сочное и яркое чтиво. «The Gremlins» вышли в 1943-м, завоевали бешеную популярность по обе стороны Атлантики, до конца 1980-ых пережили десятки переизданий с отличными коммерческими показателями. Суть повести: англичане построили авиационный завод на священных землях гремлинов, вырубили вековые рощи, где рогатые мелкие вредители предпочитали отдыхать после диверсий на шахтах, железных дорогах, любых объектах, где используется сила пара, другие рукотворные человеческие технологии. Объектом мести они выбрали Королевские ВВС.

Главный герой произведения, летчик-истребитель Гас (как и автор – летал на новеньком «Харрикейне) сталкивается в воздушном бою с немецким бомбардировщиком Юнкерс «Ju 88» и вдруг замечает маленькое рогатое существо, которое дырявит крыло и капот его двигателя. Едва не погибнув в катастрофе, пилот старается убедить своего техника, что пробоины в самолёте – не пули «птенца Геринга», а проделки гремлина, но ему не верят. До того момента, пока из всех истребительных эскадрилий не начинают сыпаться десятки похожих историй.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Командование ВВС пребывает в шоке и трепете, а пилот Гас вновь едва не гибнет над Ла-Маншем, когда паскудный бес поджигает топливо из пробитого бака и вместе с лётчиком приземляется на парашюте. Но тяжело раненый английский пилот проводит политинформацию и убеждает вредителя помочь спасти благословенные Острова от нацистского вторжения. Люди и сказочные существа ударяют по рукам, гремлины начинают восстанавливать подбитые самолёты, хэппи энд.

Странное дело, но среди британцев популярность «Гремлинов» быстро сошла на нет, а вот для простоватых американских пилотов она стала обязательным содержимым их прикроватных тумбочек наравне с Библией. Каждый юбилей ВВС США знаменуется выпуском новых тиражей этой полудетской книжки, всё раскупается до последнего экземпляра. А на оборотной стороне издания есть обязательная сноска: незатейливая история о гремлинах-союзниках благотворно повлияла на боевой дух американских лётчиков во Второй мировой и Корейской войне.

«Гремлин» выходит на охоту

В принципе, мистицизм названия полностью оправдывает функционал новой беспилотной разведывательно-ударной системы. Американские военные теоретики посчитали «Гремлина» той самой волшебной силой, способной переломить ход любой будущей войны. Они недалеки от истины, малозаметные и скрытные «паразитные боеприпасы», способные часами кружить над полем боя, вести детальную разведку, а потом наносить массированные удары в составе «роя», – любого противника если не повергнут на лопатки, но доставят ему лютые проблемы.

В принципе, конструктивно Х-61А «Гремлин» никаких прорывных технологий не демонстрирует, нормальный такой беспилотный летательный аппарат многоразового использования средних размеров, с крылом прямой формы и Х-образным хвостовым оперением. Модификаций несколько, самая габаритная – 4,18 метра с размахом крыла – 3,47. Максимальная взлетная масса около семи сотен килограмм, полезная нагрузка – 66, которую тянет двухконтурный турбореактивный двигатель со скоростью до 735 км/ч. Пока речь идёт о 20-тикратном использовании «Гремлина», но последние данные из недр DARPA говорят – в серию пойдет более выносливая износостойкая модель.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Х-61А «Гремлин» по требованию заказчика должен находиться в воздухе до четырех часов, не быть подверженным воздействию сложных метеоусловий (по стандартам боевой авиации), сбрасываться на горизонтах до 12 тысяч метров, выполнять разовые боевые задачи в радиусе до шести сотен километров от авиаматки. В режиме скрытного барражирования-дежурства кружить неподалёку от назначенной точки на расстоянии до пятидесяти километров. «Воздушный аэродром» несёт четыре «Гремлина», но обязан принять/поднять на борт в два раза больше, если в том возникнет нужда.

В чём опасность фольклорного поганца? В его двух рабочих режимах: полном автономном и полуавтономном, они достигнуты благодаря всем новейшим технологиям американского ВПК (с толикой израильского и японского) с высочайшей степенью автоматизации и дублирования контуров управления. А тактика «роя» позволяет оператору с борта «воздушного авианосца» или мобильного наземного пункта вести в атаку сразу восемь «Гремлинов», хорошенько сначала всё разведав.

Если же первая волна воздушной атаки обычными крылатыми ракетами со всех прочих носителей и другими БпЛА признана неэффективной, системы ПВО врага не «разгружены» или не подавлены – стайка сказочных «паразитов» раскрывает парашюты над точкой эвакуации и убывает на аэродром для повторной загрузки на борт авиаматки. Это если есть угроза для неё в воздухе, а если нет – «Гремлин» подлетает под самолет-носитель C-130A «Геркулес», выравнивает скорость, его возвращают на борт специальной рукой-манипулятором на тросе.

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Да, крылья БпЛА складывает, как только трос начинает его тянуть в чрево «авианосца». Весь «рой» исчезает там за неполный час. Пока показан только один эпизод возвращения на «Гремлина» в «Геркулес» в 2020-м, после двухчасового полёта и сложного совместного маневрирования аппарат был удачно захвачен манипулятором на расстоянии тридцати метров от самолёта, подтянут до рампы, а потом вновь отпущен на свободу. После чего раскрыл парашют и ювелирно приземлился на полигоне компании «Dynetics». А через месяц, в январе 2021-м, на Дагвейском полигоне испытания оружия Пентагону показали выгрузку, часовые полёты и обратную загрузку в «Геркулес» трёх «Гремлинов».

Пока завесой секретности скрыты результаты испытаний дублирующих схем ручного возвращения на борт авиаматки полной «обоймы» из восьми БпЛА Х-61А, но в режиме автоматики зафиксировано удачное применение схемы экстренной эвакуации «4 паразита за 30 минут». Их подняли на борт, провели штатные регламентные работы прямо в полёте и отправили обратно бороздить пятый океан. Тем самым выполнив последнее техническое задание Пентагона: рой «Гремлинов» с одного воздушного авианосца может выполнять боевые задачи круглосуточно, аппараты способны сменять друг друга, перевооружаться и обслуживаться под любую боевую работу не попадая на землю в руки техников.

Выводы

Появление «Гремлинов» приведёт к полному пересмотру самого понятия «стратегическая воздушная наступательная операция», группы БпЛА воздушного старта раздвинут горизонты возможностей. От корректировочных и разведывательно-ударных возможностей ВВС США в глубине территории противника, до организации взаимодействия с другими пилотируемыми и беспилотными средствами, средствами наземной высокоточной артиллерии, воинскими подразделениями. А увязка сказочных вредителей в единую систему управления позволит выполнять боевые задачи на порядок качественнее.

Именно в том замысел «роя». Когда потеря даже нескольких «паразитов» не скажется на выполнении общей задачи, выжившие поганцы перераспределят функционал, перегруппируются и доведут дело до конца. Либо, в зависимости от силы сопротивления, вернутся на борт авиаматки и перевооружатся. Средствами РЭБ, специальными мини-боеприпасами широкой номенклатуры, оптико-электронными системами наблюдения, радарами, всем чем угодно – система ведь модульная, полезная нагрузка хоть невелика, но позволяет творчески комбинировать.

А как только Пентагон примет на вооружение элементы искусственного интеллекта, «Гремлины» получат возможность действовать в более сложных боевых порядках, объединяться в авиакрылья с пилотируемыми аппаратами, распадаться на малые группы, адекватно реагировать на резко меняющиеся условия поля боя. Задача сложна даже не технически, а концептуально, прежние тактики с появлением массы «умных паразитов» придётся пересматривать в корне. И дождаться, конечно, нового программного обеспечения, десятки успешно протестированных подсистем «Гремлина» в Единую пока не сведены. Пока …

(иллюстрация из открытых источников)
(иллюстрация из открытых источников)

Но оптимизм Пентагона заставляет тревожиться, на этот год назначены учения с участием двух «Геркулесов» по выявлению, обнаружению и уничтожению именно мобильных систем противовоздушной обороны. В 2024-м Корпус Морской пехоты США очень желает увидеть тактики непосредственной огневой поддержки десанта в исполнении фольклорных поганцев, а ВВС США начали переоборудовать двадцать «воздушных авианосцев», стратегических бомбардировщиков В-1В «Лансер» и B-52H «Стратофортресс» манипуляторами для принятия на борт усовершенствованных ударно-разведывательных Х-61А.

Кстати, такое решение принято в прошлом году, после начала СВО. Задание звучит так: «адаптация перспективного серийного Х-61А «Гремлин» под все военно-транспортные авиационные платформы не только пилотируемого типа». Впечатлило янки наше ПВО и средства РЭБ, что уж тут. А специализированная военная пресса начинает требовать от Пентагона массовости производства «стай паразитов», не забывая об их многофункциональности.

Не делать каждого «Гремлина» золотым летающим слитком, как любит американское ВПК, а поступать умно: запускать стаю одноразовых ударных БпЛА с одним-двумя «вожаками» (которые будут возвращаться на авиаматку). Таким образом плотность атакующего эшелона увеличится, а более вместительные «воздушные аэродромы» позволят взять на борт больше полезного груза, поставлять беспилотники к точке боевых действий практически конвейерным потоком. Вот что такое «стратегическое применение БпЛА», в комплексе с прочими вооружениями – действительно новый вызов нашей «оборонке», в первую очередь – научной. Как бы, 2025-й год не за горами…

Что раздражает в налёте на Москву ударными БпЛА? Истеричность некоторых явно уставших от СВО экспертов, ранее отличавшихся здравомыслием и спокойствием.-9