243 подписчика

Пусть всегда будут дети! Портретный рисунок К.С. Девлеткильдеева

Детство – это свет и радость. Детство – это надежды и мечты. У каждого человека детство своё. Это личная история, полная эмоций и жизни.

В рубрике «История одного экспоната» из графической коллекции Национального музея Республики Башкортостан представлен карандашный рисунок «Портрет Дины Лазаревой» художника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева, написанный в середине 1920-х годов. Бумага, карандаш, уголь, размер: 40,7х28,7 см.

Детство – это свет и радость. Детство – это надежды и мечты. У каждого человека детство своё. Это личная история, полная эмоций и жизни.

В настоящее время, когда в Башкортостане идёт изучение, осмысление основных этапов своей истории, периодов развития искусств, культуры в целом, важна каждая деталь, касающаяся личности тех, чьи произведения вошли в бесценное художественное наследие нашего народа.

У истоков башкирского изобразительного искусства рядом с малочисленными тогда в Уфе художниками стоял Касим Салиаскарович Девлеткильдеев (1887-1947), получивший художественное образование в Петербурге, первый башкирский художник-профессионал, признанный в России мастер акварели. Это был мастер драматической судьбы.

Достаточно сказать, что лишь в 1967 году, через 20 лет после ухода, впервые состоялась его персональная выставка. Блестящее владение рисунком, опыт и мастерство портретиста позволили Девлеткильдееву эту представленную работу претворить в подлинное произведение, обретающее со временем всё большую документальную, художественную ценность.

В 2008 году в дар преподнесла Национальному музею Республики Башкортостан графический портрет художника Девлеткильдеева искусствовед, заслуженный работник культуры БАССР, заслуженный деятель искусств БАССР Габриэль Раймондовна Пикунова-Уждавини. Из беседы с нею «случайно узнаю, что в Уфе, в семье врачей Лазаревых с давних времен хранится подписной рисунок К.С.Девлеткильдеева».

Детство – это свет и радость. Детство – это надежды и мечты. У каждого человека детство своё. Это личная история, полная эмоций и жизни.-2

Оказывается, семья Наума Григорьевича Лазарева, до революции члена земства в Уфе, владельца фабрики в Сатке, в 20-е годы переехала в Уфу. Глава семьи, крупный инженер-экономист был тогда членом Президиума БЦСНХ (Башкирского Центрального Совета Народного хозяйства). Человек с широким кругозором, любящий отец, он заботился о музыкальном образовании двух дочерей, доверив его преподавателю Уфимского техникума искусств Вильгельму Штегману, жившему тогда в Уфе. А когда заметил у дочери Дины интерес к рисованию, то стал водить её на занятия к знакомому художнику Юлию Юльевичу Блюменталю, окончившему Петербургскую Академию Художеств, работавшему тогда директором Художественного музея.

Лазарев Н.Г. захотел, видимо, иметь дома портрет любимой дочери. И обратился с этой просьбой к сотрудничавшему в те годы с музеем К.С.Девлеткильдееву, который, по словам Дины Наумовны, бывал у них в доме.

К сожалению, во время многих переездов семьи рисунок пострадал, сохранность листа несколько нарушена. Но с первого взгляда видно, что почти вековой рисунок-портрет не потерял своей индивидуальности, выразительности, одухотворенности. Мастер акварели, он и рисунку придал живописность, передал характерность и неповторимость этого мимолетного состояния натуры, движение души. Можно оценить тонкие избирательные средства, к которым прибег художник, выполняя заказ. Лист выполнен в сложной технике: карандаш, уголь, и, возможно, пастель. Из как бы мерцающего растушеванного фона мягко выступает деликатно моделированное светотенью округлое личико большеглазой девочки с белым бантом в пышных волосах. Изящная линия края сорочки у шеи ребенка подчеркивает его нежность. В серьёзном выражении глубоко посаженных глаз, сквозь детскость, проглядывает будущая личность. Автором рисунка были использованы фотографии из семейного альбома. Но рисунок Девлеткильдеева не копия карточки. Легкое смещение пропорции, карандашные акценты способствуют созданию нежного образа детства.

То, что художник ценил эту работу, свидетельствует каллиграфическая подпись: «К.Девлеткильдеев». Правда, даты нет.

Девочка выросла и стала фармакологом, доктором медицинских наук, профессором БашГосМед Университета, Почётным академиком АН РБ. Область научных работ Д.Н.Лазаревой: токсикология и патологическая фармакология, иммунофармакология, изучение лекарственных растений Башкортостана. Она установила зависимость между целебной силой растения и условиями его произрастания, издала книги «Лекарственные растения Башкирии», «Целебные растения и их применение», монографию «Действие лекарственных веществ при патологических состояниях».

Награждена медалью Н.П. Кравкова «За выдающийся вклад в развитие фармакологической науки». Являлась заслуженным деятелем науки Российской Федерации и Башкирской АССР, отличником здравоохранения Республики Башкортостан. Лауреат Государственной премии РФ - за разработку новых высокоэффективных простагландиновых препаратов. Награждена орденом Дружбы народов.

Все жители маленького удивительного мира, который называется «Детство», становятся взрослыми. Строят планы, сочиняют мечты. Каждый из нас хранит в сердце наши детские годы и не забывает, как прекрасен этот мир в глазах ребенка.

Подаренный рисунок Национальному музею Республики Башкортостан обогащает наше представление о творчестве мастера, чье имя занимает достойное место среди корифеев, стоявших у истоков развития изобразительного искусства Башкортостана.

Список использованной литературы:
Журнал «Бельские просторы» №8, 2006 г. Статья Г.Р.Пикуновой.
Каталог «Корифеи башкирского изобразительного искусства». Составитель Игнатенко С.В., 2013 г.
ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия».

Автор статьи: Зинатуллина Эльмира – хранитель фондов Национального музея Республики Башкортостан.