Найти тему

В Сургутском государственном университете обсудили реформу высшего профессионального образования

Оглавление
   В Сургутском государственном университете обсудили реформу высшего профессионального образования
В Сургутском государственном университете обсудили реформу высшего профессионального образования

Заседание прошло под председательством губернатора Югры Натальи Комаровой. В нем приняли участие члены совета по вопросам высшего образования и науки, попечительского совета СурГУ, руководители вузов регионов, представители предприятий-работодателей. Основная тема совещания – начавшееся реформирование российской высшей школы, выстраивание партнерских связей образования, науки и производства.

БАКАЛАВРИАТ, ПРОЩАЙ!

– Президент подписал указ о реализации пилотного проекта по изменению уровней высшего профессионального образования. Несмотря на то, что наши университеты не входят в состав экспериментальной группы, но среди участников есть наши партнеры и нам очень важно сформировать структуру, с которой мы активно включимся в работу по созданию образовательных программ, научно-методического сопровождения процесса подготовки кадров в новых условиях. Правительство РФ утвердило концепцию технологического развития до 2030 года, основное содержание которой состоит в том, чтобы сблизить производство, науку и образование, поэтому сегодня мы должны сформулировать себе такую задачу, – отметила, открывая заседание, губернатор Югры Наталья Комарова.

Итак, в чем суть пилотного проекта изменений высшей школы?

Вместо бакалавриата и специалитета в России появится базовое или основное высшее образование со сроками обучения от четырех до шести лет, в зависимости от специальности. Второй ступенью станет специализированное высшее образование – магистратура или ординатура сроком от одного года до трех лет. Аспирантура вынесена в отдельный, третий уровень профессионального образования. Попросту говоря, предлагаемый проект почти повторяет прежнюю, советскую, систему «вышки».

В этом году пилотными площадками по апробации изменений станут шесть вузов: Балтийский федеральный университет им. Канта, Московский авиационный институт, Национальный исследовательский технологический университет «МиСИС», Московский педагогический госуниверситет, Санкт-Петербургский горный университет и Томский государственный университет. Два последних вуза являются партнерами СурГУ по совместным проектам.

Полный переход всех вузов на новую систему по планам Министерства науки и высшего образования РФ произойдет в 2025 году.

НАКОНЕЦ-ТО!

Судя по реакции представителей градообразующих предприятий, именно производственников можно считать едва ли не главными выгодополучателями предстоящей реформы.

– Возвращаемся к хорошо забытому старому: отменяем болонскую систему, переходя на нашу, нормальную систему подготовки специалистов, – одобрил предстоящие изменения заместитель генерального директора ПАО «Сургутнефтегаз», член попечительского совета СурГУ Михаил Кириленко. – Университет в этом отношении является базовым вузом для Сургутнефтегаза. Мы создали совместную кафедру и начали преподавание магистерских программ для IT-специалистов в области цифрового управления производством. И на сегодняшний день выпускники приходят уже готовые работать и с необходимыми нам знаниями. Мы очень плотно взаимодействуем с кафедрой энергетики, хорошее партнерство сложилось с экологами по разработке программ подготовки и по всем вопросам, которые интересны как работодателю, так и университету.

– Изменения обоснованы, они повысят качество подготовки специалистов инженерного профиля, готовых к работе на сложном инженерном оборудовании на опасных производственных объектах. Компания «Газпром трансгаз Сургут» реализует программу сотрудничества с ведущими вузами региона – Сургутским госуниверситетом и Тюменским индустриальным институтом. Программа направлена на целевую подготовку студентов для последующего трудоустройства в нашу компанию. На сегодня в обществе работают более 600 выпускников СурГУ, 87 занимают руководящие должности. «Газпром трансгаз Сургут» заинтересован в подготовке высококвалифицированных кадров и готов оказывать университету всестороннюю помощь и поддержку, – отметил генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Сургут» Олег Ваховский.

В СВЯЗКЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ

Начавшаяся перестройка высшего образования предполагает возврат к еще одной советской традиции – плотному сотрудничеству вузов с предприятиями, практическому применению знаний студентов, экспериментальных научных разработок молодых ученых на производстве.

– С первого дня создания попечительского совета мы поставили во главу угла сотрудничество высшей школы и реального сектора экономики, производства. Совместные действия по подготовке специалистов, которые бы, приходя на производство, были готовы с первого дня соответствовать требованиям этого производства и могли с первого дня активно включаться в производственные процессы. И нам многое удалось, – считает председатель попечительского совета СурГУ Александр Сидоров. – И кафедры, которые здесь созданы, и специалисты производств, которых мы привлекаем в образовательный процесс, позволяют студентам на ранней стадии своего обучения понимать, к чему они готовятся, какие требования к их знаниям, профессиональным навыкам, компетенциям будут предъявляться на конкретном производстве.

– В 2021 году университет стал участником федеральной программы «Приоритет – 2030», нацеленной на формирование на базе университетов центров научно-технологического развития, – рассказал ректор Сургутского госуниверситета Сергей Косенок. – В университете закладываются новые школы, молодежные лаборатории под руководством молодых ученых, что позволило СурГУ совместно с Югорским университетом и Пермским политехом выступить ключевой площадкой создания инновационного технологического центра в городе Сургуте.

За оставшиеся два года университету предстоит скорректировать учебные программы, разработать новые методики преподавания, чтобы войти в обновленную систему высшего образования во всеоружии.

Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/v_surgutskom_gosudarstvennom_universitete_obsudili_reformu_vysshego_professionalnogo_obrazovaniya/