Найти тему
Логопед дает совет

Кому решать как будет развиваться ребенок

Представьте два любых растения одного вида.

 

Одно растет в естественных условиях, ему достаточно света, влаги и питательных веществ. От этого растение гармонично развивается, пышно цветет и щедро плодоносит. Такое растение требует минимум ухода. Тут главное, чтобы природа не подвела.

Другое растение имеет те же начальные характеристики, но вынуждено расти в теплице. Поэтому о нем необходимо гораздо больше заботиться: открывать-закрывать теплицу, регулярно проветривать, поливать и регулярно подкармливать удобрениями. Если этого не делать, то не жди урожая. Без должного ухода растение может и вовсе погибнуть.

К чему я обратилась к таким метафорам?

Просто жизнь подкидывает разные примеры, которые заставляют задумываться. 

Например, рассказали мне про одну маму, которая не спускает с рук семимесячного ребёнка. Малышка совсем не ползает. Когда маму спросили почему, она ответила, что когда она пытается положить дочку на пол, она начинает плакать. Это она даже продемонстрировала. Зато тут же показала, как здорово дочка в семь месяцев уже «ходит» за ручки.  

В норме ребенок начинает ползать в возрасте от 5 до 8 месяцев,  в свои 7 он должен вести активную жизнь на полу, постигать мир во всей его широте, вступать в симбиоз с бактериями и вырабатывать иммунитет. 

Ползание — важнейший этап развития ребёнка. Это базовый навык, который нельзя пропустить. 

Ползание как важная часть онтогенеза:

👌 укрепляет мышцы спины и ног, что позволит сохранить здоровье при переходе на ходьбу

👌 развивает координацию и пространственные представления,

👌 влияет на психомоторное развитие.

 👌развивает межполушарные связи, включает в работу мозжечок, что существенно влияет на дальнейшее развитие ребёнка. 

К слову сказать, нейропсихологи, используя метод онтогенеза, намеренно возвращают к ползанию детей с проблемами развития, чтобы их скорректировать.

 

Так что этот короткий период развития пропускать нельзя. Нужно вместе с ребенком сесть на пол, на ковер и учить его ползать. Ходить он будет потом, когда кости и мышцы будут к этому готовы. 

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Еще картинка из жизни. В нашем детском саду новая воспитательница. Ничего о ней не знаю. Но вот недавно, в конце рабочего дня, увидела, что катит она свою трёхлетнюю дочь домой в прогулочной коляске.

-2

Пригласила ее к себе на консультацию и полчаса объясняла, что ходить в этом возрасте ребенку нужно самостоятельно. Мама - педагог соглашалась, но тут же объясняла, что девочка устает идти, а ей, маме, нужно успевать на работу. А я ей про то, что она устает, потому что привыкла ездить в коляске, ее мышцы не привыкли работать, и сейчас отличное время года для того, чтобы постепенно перейти на ходьбу. И причина не в ребенке, а в маме, которая облегчая себе жизнь, растит не самостоятельного ребенка. 

Договорились, что за лето откажутся от коляски, а в сентябре воспитатель пригласит меня на родительское собрание своей группы.

 И вот другой, противоположный пример. Подруга и коллега моей дочери, кстати, дипломированный дизайнер детских комнат и специалист по раннему детскому развитию, с мужем воспитывают в Питере дочь. Родители создают все условия для ее развития.

В небольшой городской квартире для нее оборудован отличный спортивный уголок. Девочка лазает по лестницам, самостоятельно висит на кольцах, преодолевает препятствия. Родители только страхуют и поддерживают. 

Долгие пешие прогулки для них - норма жизни.  

Скрины со страницы Анны Третьяковой
Скрины со страницы Анны Третьяковой

Родители поощряют:

  • самостоятельное перелезание через невысокие ограждения; 
  • лазанье по лестницам и малым формам на площадке;
  • раскачивание на кольцах и многое другое, что другие мамы не позволят сделать своим детям (вдруг упадет)
  • самостоятельную уборку посуды и уборку дома пылесосом;
-5

 И ей, конечно, помогают, но только тогда, когда действительно нужна помощь.

А еще ее поддерживают словом, например, подсказывают, как безопасно слезть с той треугольной лазалки.

Прямо так и говорят, что нужно лечь на живот и спускаться, а не бегут спасать. 

www.instagram.com/...g==

Девочка растет активной, подвижной, здоровой и самостоятельной. Ее психомоторное развитие выше возрастной нормы. И уж конечно, она не скажет, как девочка, которая видит мир из коляски, что ее голова внизу, а ноги наверху. 

Только родителям решать, как растить и воспитывать своих детей. Но, пожалуй, стоит задумываться и создании условий для естественного развития развития, а не своего удобства. Как логопед я вижу ежедневно детей, которые лишены двигательной активности и естественного развития из-за чрезмерного увлечения мам памперсами, блендерами и прочими благами цивилизации, что тормозит их психомоторное и речевое развитие.