Найти тему
Русская Майолика

Музей печной керамики в Фельтене

Неподалеку от Берлина в Бранденбурге находится небольшой городок Фельтен, в котором расположен уникальный музей печной керамики с превосходной коллекцией изразцовых печей.

Такой большой экспозиции печей всех эпох и стилей, собранной в одном месте не было больше нигде, до открытия музея архитектурной керамики Керамарх в Санкт-Петербурге. Однако в 2017 году, когда мы побывали в Фельтене, музея в Питере еще не было, поэтому музей в Фельтене был единственным в своем роде.

Экспозиция музея в Фельтене
Экспозиция музея в Фельтене

Здесь представлены древние готические изразцовые печи, необыкновенные печи эпохи Ренессанса, чудесные миниатюрные барочные печи, причудливо-изогнутые печи в стиле рококо, и конечно, изумительные печи эпохи модерна.

Печь в стиле барокко
Печь в стиле барокко

Музей расположен в зданиях печного завода Августа Шмидта, Леманн & Co, построенного в 1899 году.

Здание музея в Фельтене
Здание музея в Фельтене

Вообще, рассказ о Фельтене — это такая превосходная иллюстрация истории промышленного бума, сконцентрированная как в чашке Петри в небольшом городке.

К слову, у меня есть еще одна такая же история про Саргемин — аналогичное французское предприятие. Любопытно в контексте франко-прусской войны, о которой чуть ниже, и европейских коррупционных скандалов.

Итак, история печной керамики в отдельно взятом немецком городе.

Доставка керамики на подводах в Берлин
Доставка керамики на подводах в Берлин

Месторождения глины к западу от Фельтена были известны еще со времен средневековья и время от времени разрабатывались. Фермеры-землевладельцы не обладали особыми знаниями в области добычи глины и гончарства, поэтому разработка месторождений оставалась полукустарной.

Печь в классическом стиле в музее в Фельтене
Печь в классическом стиле в музее в Фельтене

Но с 1833 года за дело взялся Фридрих Блумберг, чье предприятие стало специализироваться на глинозаготовке, для чего приобрело часть месторождений. К 1840 году спрос на глину настолько сильно вырос, что Кристианом Краузе был построен второй глинозаготовительный завод. Отсюда глину возили на печной завод Тобиаса Фейльнера в Берлин.

Изразцовая печь в югендстиле
Изразцовая печь в югендстиле

Тобиас Кристоф Фейлнер разработал белую эмаль, которая особенно хорошо подходила к печным изразцам из Фельтенской глины. Разработав формы белых печных изразцов в строгих традициях классицизма, Фейлнер изготовил «белую берлинскую» изразцовую печь, которая стала бестселлером того времени.

Один из вариантов «белой берлинской печи»
Один из вариантов «белой берлинской печи»

К 1865 году уже двенадцать печных заводов в самом Фельтене производили печные изразцы размером 8х9 дюймов (21х23,5 см) разного цвета и качества. Цена «белой берлинской» печи составляла 24 талера. Поскольку на месторождениях встречалась глина и более низкого качества, многие изразечные заводы производили строительный кирпич в качестве побочного продукта. Позже также появилось несколько заводов по производству облицовочного кирпича, в основном желтого цвета.

Белая печь в стиле неоренессанс
Белая печь в стиле неоренессанс
Фрагмент росписи
Фрагмент росписи

А тем временем Фельтен разрастался на фоне бурного экономического роста.

Второй улицей в городе стала Виктория-штрассе, которая была застроена с 1858 года. Появились и другие — Фридрихштрассе (современная улица Розы Люксембург), Кохштрассе, Бергштрассе и Вильгельмштрассе.

Крестьяне, владевшие землей, разбогатели и даже сами основали керамические фабрики.

Это быстро изменило картину местности. На Широкой улице было построено несколько новых фабрик в дополнение к двенадцати уже имеющимся печным фабрикам.

Цветная печь в стиле неоренессанс
Цветная печь в стиле неоренессанс

Количество жилых домов в городе увеличилось с 69 до 351, в которых жили чуть менее семи тысяч жителей.

В близлежащих деревнях Марвиц, Бетцов, Эйхштадт, Велефанц и Хеннигсдорф также проживало большинство людей, занятых в Фельтенской печной промышленности.

Печь в музее Фельтена
Печь в музее Фельтена

После победы во франко-прусской войне с 1871 по 1873 год в Германской империи произошел строительный бум, что также стимулировало развитие печной промышленности. Между 1871 и 1878 годами было построено 17 новых заводов по производству изразцов и строительной керамики, в том числе компанией А. Шмидт, Леманн и Ко — единственный печной завод, который до сих пор производит изразцовые печи в Фельтене (по крайней мере, производил до 2020 года).

Глазурованная изразцовая печь
Глазурованная изразцовая печь

К 1894 году производственные мощности только Леманн и Ко выросли до 34 печных заводов, на которых работало более 2000 человек, производивших около 60 000 изразцовых печей. «Белая берлинская» изразцовая печь по-прежнему оставалась основным продуктом, поскольку в других местах ее нельзя было производить с тем же качеством. К этому времени она стоила уже 72 марки.

Основным рынком сбыта был близлежащий Берлин, куда товары доставлялись на конных повозках. По всей Германии и даже в Российскую империю плитку доставляли на кораблях из реки Гавел недалеко от Хоэншеппинга.

Изразцовая печь в неоготическом стиле
Изразцовая печь в неоготическом стиле

Еще одно печное предприятие Фельтена, возглавляемое Ричардом Блюменфельдом, было преобразовано в 1905 году в первую акционерную компанию из всех печных заводов Фельтена. В том же году производство изразцов в Фельтене достигло своего пика: было произведено 100 000 облицовок для печей.

Палитра фельтенских производителей
Палитра фельтенских производителей

Однако с 1905 по 1912 годы производство изразцовых печей упало со 100 000 до 52 500 штук. Также ничего не изменило слияние 33 заводов по производству печей в Фельтене с образованием United Furfenfabriken GmbH. Это должно было исключить взаимную конкуренцию и обеспечить более высокие цены, но не помогло. И недавно построенный порт, который обеспечивал отличную логистику с основным рынком сбыта в Берлине через Фельтенский канал, также не смог предотвратить серьезный кризис 1913 года, в результате которого еще несколько печных заводов были вынуждены закрыться.

Изразцовая печь начала 20 века
Изразцовая печь начала 20 века
Фрагмент крупным планом
Фрагмент крупным планом

В 1917 году в результате Первой мировой войны вся печная промышленность в Фельтене была остановлена, персонал был призван в армию или переведен на работу в армейские мастерские в Шпандау.

После Первой мировой войны производство возобновили 25 печных заводов. Ричарду Блюменфельду удалось поглотить нескольких конкурентов, пока к 1925 году его предприятие не стало крупнейшей компанией в этом районе.

К началу 1930-х годов в Фельтене все еще существовало 15 печных заводов, пять из которых принадлежали компании Richard Blumenfeld AG. Всего на печных заводах по-прежнему работало 570 человек. Растущая более дешевая конкуренция из-за рубежа и недавно появившееся центральное отопление затрудняли работу печных заводов.

В Фельтене до сих пор сохранилось множество зданий, функционал которых изначально была связана с гончарной промышленностью. Многие из них охраняются как памятники архитектуры.

Город Фельтен теперь официально называется ofenstadt — печной город.

Здание музея и предприятия Шмидт, Леманн и Ко
Здание музея и предприятия Шмидт, Леманн и Ко

Сегодня в Фельтене существует только одна компания, которая производит изразцы для печей и строительную керамику, и это Schmidt, Lehmann & Co. GmbH на Вильгельмштрассе, 32. На двух верхних этажах находится Музей печей и керамики Фельтена.

Источник